Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке Подлесная М.А.Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке // Человек. 2022. T. 33. № 5. C. 92-114. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070017031-1-1/ISSN 0236-2007DOI: 10.31857/S023620070017031-1РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49814699Размещена на сайте: 16.11.22 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Подлесная М.А. Высшая православная духовная школа в России в контексте меняющихся представлений о человеке // Человек. 2022. T. 33. № 5. C. 92-114. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070017031-1-1/ DOI: 10.31857/S023620070017031-1.Podlesnaya M.A. The Higher Orthodox Theological School in Russia in the Context of Changing Ideas About a Person. Chelovek. 2022. Vol. 33. No. 5. Pp. 92-114 . URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070017031-1-1/ DOI: 10.31857/S023620070017031-1.АннотацияЦель статьи — рассмотреть возможности высшей духовной школы Русской православной церкви в контексте меняющихся в мире представлений о человеке. В статье говорится о монетизации системы образования и о теории человеческого капитала как основных принципах общественного развития. Подчеркивается, что это затрагивает и духовные вузы, и систему духовного образования в целом. На примере католических университетов, которые в полной мере столкнулись с вызовами современности, в частности с изменениями представлений о человеке, популяризацией идей философии «нового атеизма», наблюдаемой «новой моральной чувствительностью», оцениваются риски и изменения православного духовного образования, актуализируется предлагаемая тематика. Значение данной работы возрастает в связи с тем, что социологические исследования такой группы, как семинарское сообщество, не проводились в России с 1988 года. Решить поставленную цель автор статьи предлагает двумя способами. Первый — через сравнительный анализ представлений о человеке и его назначении в православной антропологии и в философии «нового атеизма», с весьма общей привязкой последнего к атеизму в СССР. Предлагается не только теоретическое постулирование, но и оценка ответов учащихся на открытый вопрос о духовности как смысле жизни христианина, так и назначении духовного образования. Кроме того, проводится оценка потенциала высшей православной духовной школы в России — на какую личность она ориентирована и насколько это созвучно современным требованиям. В статье дается социальный портрет семинариста, предлагается анализ намерений учащихся относительно рукоположения и предполагаемого направления служения, степень его ответственности за себя и других. Второй способ — через оценку «священство как призвание» и «священство как профессия» (М. Вебер) устанавливаются ориентиры самих учащихся и духовной академии как ценностно-нормативной системы.Ключевые слова:православная антропология философия нового атеизма новая моральная чувствительность антропология замыкания и ненависти неолиберализм глобализация образования высшие православные духовные школы orthodox anthropology philosophy of new atheism new moral sensibility anthropology of closure and hatred, neoliberalism, globalization of education higher orthodox theological schools Рубрики: Социология религииСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ryazantsev I.P., Podlesnaya M.A., Pisarevskiy V.G. Spiritual education of the Russian Orthodox Church: challenges of secularization. In: Religiosity, Spirituality and Alternative Religious Movements, Peter Kondrla (ed.). Univerzita Konštantína Filozofa v Nitra, 2020. P. 121-140.Руткевич Е. Д.Атеизм // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 13-15.