Философские проблемы в теоретическом наследии К.Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения) Андреев А.Л., Кузнецова Т.В.Философские проблемы в теоретическом наследии К.Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 16-26.ISSN 0042-8744DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-16-26EDN: BURMBNРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54613900Размещена на сайте: 13.10.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Андреев А.Л., Кузнецова Т.В. Философские проблемы в теоретическом наследии К.Д. Ушинского (к 200-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 16-26. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-16-26. EDN: BURMBN.Andreev A.L., Kuznetsova T.V. Philosophical Problems in the Theoretical Heritage of K.D. Ushinsky (to the 200th Anniversary of the Birth). Voprosy Filosofii. 2023. No. 10. P. 16–26. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-10-16-26.АннотацияВ статье дается историко-философский анализ теоретического наследия одного из самых значительных деятелей «золотого века» русской культуры К.Д. Ушинского. Ушинский вошел в интеллектуальную историю прежде всего как «учитель учителей» – основоположник научной педагогики и философии образования в России. Вместе с тем он уделял большое внимание философскому обоснованию своих взглядов на образование, и в ряде его произведений содержится достаточно развернутое изложение общих вопросов философской антропологии, философии истории и философии науки. В философском плане Ушинский испытал заметное влияние Гегеля, русских гегельянцев (П.Г. Редкин), Фейербаха и первого позитивизма, однако, как показано в статье, при этом он достаточно свободно комбинировал и интерпретировал идеи, идущие из разных источников, занимая в целом независимую теоретическую позицию. Оригинальность философского мышления Ушинского особенно отчетливо проявилась в разработке им ключевой для русской культуры «золотого века» категории народности, значение которой он существенно модифицировал, придав ей не только оценочный, но и инструментальный характер. Кроме того, в работах Ушинского эта категория получила определенный социологический смысл и интерпретацию в рамках сложившихся у Ушинского представлений о ступенях социальноисторического развития человечества и модернизации пореформенного российского общества, переживавшего характерные для процесса становления капитализма коллизии.Ключевые слова:философия образования философия истории социально-исторические общности воспитание гегельянство антропологизм принцип народности philosophy of education philosophy of history socio-historical communities education Hegelianism anthropologism the principle of nationality Рубрики: Социология образованияИстория и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Малинов А. В.Из истории преподавания методологии науки в Санкт-Петербургском университете // Русский логос — 2: Модерн — границы контроля. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2019 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 688 с. С. 648–652.Малинов А. В.Философия истории Л.П. Карсавина и традиция преподавания философии истории в Петербургском университете // Соловьевские исследования. 2019. № 2 (62). С. 193–206.Malinkin A.N. Sociology and Metaphysics of Technology According to N. A. Berdyayev. In Commemoration of the Russian Thinker’s 150th Birthday Anniversary. Social Sciences. 2024. Vol. 55. No. 3. Pp. 93-105.Андреев А. Л.Общество и образование: опыт дореволюционной России // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 158-164.Андреев А. Л.Социология как инструмент «педагогической разведки» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №5. С. 121-129.