Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-27EDN: UPJUDWРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54158012Размещена на сайте: 20.12.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/35227/22286 (дата обращения 20.12.2023)Ссылка при цитировании:Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-27. EDN: UPJUDW.Gasparishvili A.T., Narbut N.P., Aleshkovski I.A., Krukhmaleva O.V., Savina N.E. Vovlechennost` studentov v nauchnuyu rabotu v period obucheniya v vuze: sociologicheskij analiz [Students’ engagement in research at the university: A sociological analysis]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. Seriya: Sociologiya – RUDN Journal of Sociology, 2023, Vol. 23, no. 2, pp. 256–271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-27.АннотацияОдним из приоритетов государственной научно-образовательной политики России является повышения привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования для молодежи. Правительством России реализуется ряд федеральных программ, направленных на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность. В то же время научная работа студентов традиционно является неотъемлемой частью образовательного процесса, служит составным элементом реализации преемственности поколений, процесса формирования и обновления научных школ, наставничества и введения в профессию. Однако при вовлечении в нее студентов возникает ряд проблем, которые обусловлены как особенностями организации высшей школы, так и личностными характеристиками обучающихся. В настоящей работе рассматриваются особенности участия студентов российских вузов в научной работе в процессе обучения, анализируются их достижения в процессе обучения и проблемы, которые ограничивают или затрудняют вовлечение студентов в научную деятельность, снижают их мотивацию и удовлетворенность обучением в целом. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова в ноябре – декабре 2022 г. (N=123977). Результаты исследования выявили, что в процессе обучения в вузе формируется неоднородный студенческий поток, существенно различающийся по качеству и формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов на получение высшего образования. В этой связи образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально и всесторонне раскрыть индивидуальные особенности каждого обучающегося, предоставить возможности гибкого подхода к формированию образовательной траектории, способствовать вовлечению в научно-исследовательскую деятельность большинства студентов.Ключевые слова:студенты высшее образование научная деятельность наставничество мотивация вовлеченность индивидуальные образовательные траектории образовательные результаты students higher education scientific activity motivation engagement individual educational trajectories educational results Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Профессиональные планы выпускника вуза и рынок труда // Образовательные технологии. 2015. № 1. C. 59-69Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Нарбут Н. П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335-353.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. — 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137.