Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога? Kolesnikova E.M., Куденко И.А.Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога? // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 646–668.ISSN 1991-9468DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668EDN: TQFIEOРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56660190Размещена на сайте: 04.01.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/125-23-4/1127-10-15507-1991-9468-113-027-202304-6 (дата обращения 04.01.2024)Статья на англйиском языкеСсылка при цитировании:Kolesnikova E.M., Куденко И.А. Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога? // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 646–668. DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668. EDN: TQFIEO.Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Male Educators in Pre-School Education: Recognition or Anxiety? Integration of Education. 2023;27(4):646–668. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668 DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.646-668.АннотацияДошкольный и начальный школьный этапы образования остаются почти исключительно «женскими» профессиональными нишами и в течение многих лет такой резкий гендерный дисбаланс в образовательной среде во всем мире считался естественным и не заслуживающим исследования. Ситуация стала меняться в последние два десятилетия, когда все больше исследователей на международном уровне начали изучать различные аспекты участия мужчин в дошкольном образовании. Российское научное сообщество не спешит присоединяться к дискуссии, и российские публикации по данной теме практически отсутствуют. Цель статьи – представить результаты обзорного исследования актуальной ситуации и основ российского дискурса о мужчинах – воспитателях дошкольных учреждений.Материалы и методы. Авторы использовали разнообразные первичные и вторичные источники информации – официальную статистику, публикации из открытых источников (контент-анализ текстов проекта «Институт групповых пап») и собранные эмпирические данные (опрос 142 студентов Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (2022 г.), мнение директора института А. И. Савенкова) для изучения следующих вопросов: сколько мужчин-педагогов работают в секторе дошкольного образования; как мужчины-воспитатели представлены в общественном и профессиональном дискурсах; какие стратегии применялись для привлечения бóльшего количества мужчин в сектор и насколько успешными они были?Результаты исследования. Несмотря на ограниченность имеющихся данных выявлена низкая доля мужчин среди воспитателей в России. Для публичного дискурса важно отметить сочетание ссылок на классическую маскулинность и гендерное равенство в конструировании образа мужчины-воспитателя. Мнения студентов отличаются сложностью и неоднородностью взглядов на профессию, их собственное будущее и мужчин-педагогов. С помощью целенаправленной образовательной политики препятствия для прихода мужчин в профессию педагога дошкольного образования могут быть уменьшены. При этом стратегии набора и удержания персонала должны устранить специфические для мужчин барьеры – изменение социального имиджа воспитания и обучения детей в дошкольном образовании как женской сферы, улучшение оплаты труда и перспектив карьерного роста для некоторых видов работ в секторе.Обсуждение и заключение. Полученные авторами выводы вносят вклад в развитие таких направлений научного знания как социология профессий и социология образования, предлагая новое направление анализа и оценки кадров в дошкольном образовании. Материалы статьи могут быть полезны ученым и практикующим специалистам в дошкольном образовании, а также представлять интерес для родителей воспитанников и государственных служащих, так как позволят по-новому посмотреть на традиционно «женскую» профессиюКлючевые слова:социология профессий социология образования воспитатель дошкольного учреждения воспитатель-мужчина российское дошкольное образование гендерные стереотипы образование и уход за детьми в раннем возрасте педагоги-мужчины в воспитании и обучении детей раннего возраста sociology of professions, sociology of education, preschool teacher, male educator, Russian preschool education, gender stereotypes, Early Childhood Education and Care, male workers in Early Childhood Education and Care Рубрики: Социология профессий и профессиональных группСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Колесникова Е. М.Здоровье воспитателей детских садов и учителей общего образования как значимое составляющее условий и специфики труда // Здоровье как ресурс: V. 2.0 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. –Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 274-277.Колесникова Е. М.Педагогические династии как ресурс социальной стабильности // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2017. С. 249-253Olesya Yurchenko, Valery Mansurov. Profeesionalisation in Early Childhood Education in Russia // Professions & Professionalism, Vol. 4, №3 (2014), pp. 660-674.Колесникова Е. М.Педагоги частного и государственного дошкольного образования в России // Ядовские чтения: перспективы социологии: Сборник научных докладов конференции, СПб., 14–16 декабря 2015 г. / под ред. О. Б. Божкова, С. С. Ярошенко, В. Ю. Бочарова. — СПб.: Эйдос, 2016. С. 317-330.Колесникова Е. М.Kolesnikova E.M. Perspectives of the (de)Professionalization of Childpreschool care: Governesses as a Part of Preschool Teacher Professional Group // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2015. – Pp. 209-219. СD ROM.