Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс] Чередниченко Г.А.Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012.- 332 стр., 1CD ROMISBN 978-5-89697-217-4Размещена на сайте: 15.10.12Текст книги.Ссылка при цитировании:Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012.- 332 стр., 1CD ROMАннотация«Монография основана на материалах трех исследовательских проектов, которые выполнялись в последние годы Отделом социологии образования Института социологии Российской академии наук (руководитель – Константиновский Д. Л.) и в которых автор принимала участие: лонгитюдного исследования на протяжении десяти лет (1998-2008) когорты молодежи – выпускников средних школ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ Новосибирской области; количественного исследования жизненных путей рабочей молодежи промышленных предприятий 13 регионов России (2009 г.); качественного исследования молодежи, обучавшейся за рубежом (2007 г.) В книге представлены результаты тех частей данных исследовательских проектов, которые разрабатывались автором. На базе данных государственной статистики рассматриваются взаимодействия и взаимосвязи различных подсистем общества – системы образования, демографических процессов, рынка труда – с оценкой их влияния на образовательные и профессиональные траектории молодежи. Образовательные траектории и профессиональные карьеры молодежи анализируются в их неразрывном сочетании, складывающемся под воздействием как внешних факторов разного уровня, так и характеристик отдельных групп молодежи, различающихся образованием и профессиональным статусом родителей, уровнем урбанизации местожительства, собственным социальным положением (принадлежностью к выпускникам разных средних учебных заведений, к рабочей молодежи, к получившим образование за рубежом), уровнем последующего профессионального образования и дополнительного обучения. Основным аналитическим приемом было выявление связи между формированием, аккумулированием и совершенствованием человеческого капитала и выстраиванием профессиональных путей молодежи: занятием профессиональных позиций и карьерными достижениями. Обнаруженные взаимосвязи позволили выявить определенные типы профессиональных карьер, охарактеризовать специфику образовательных и профессиональных траекторий выходцев из разных социальных групп. Анализ факторов, путей и форм накопления человеческого капитала разными группами молодежи, изучение самооценок молодежью достигнутого положения, позволили осуществить на этой основе рассмотрение актуализирующихся противоречий и конфликтов. Публикуется по решению Ученого совета Федерального бюджетного научного учреждения Российской академии наук Института социологии РАН Рецензенты: доктор социологических наук Зубок Ю.А. доктор социологических наук Семенова В.В. Исследования выполнены: 1) при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современной России», проект № 07-03-00097а; 2) за счет средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта Институтом общественного проектирования в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп. на реализацию исследовательского проекта "Рабочая молодежь в условиях инновационного развития российского общества: образовательные и профессиональные траектории, № 81/ККлючевые слова: молодежь образовательная траектория профессиональная карьера Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 7 ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 13 1.1. Основные методологические подходы и положения 13 1.2. Методика и информационная база исследований 30 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВСТУПЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ТРУДОВУЮ ЖИЗНЬ 45 2.1. Демографический фактор и молодежь, вступающая в жизнь 45 2.2. Занятость молодежи: трансформации и особенности нынешнего положения 58 2.3. Пути молодежи через формальные организации системы образования 85 ГЛАВА 3. НАКОПЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 107 3.1. Когорта молодежи: образовательные пути и профессиональные позиции 107 3.2 Получение профессионального и дополнительного образования выпускниками средней школы и их результаты 129 3.3. Факторы социализации и динамика образовательных успехов/неуспехов сельской молодежи 146 ГЛАВА 4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: НАКОПЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, КОНВЕРСИЯ (СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 163 4.1. Образование в течение жизни: мотивы, доступность, инструментальная и терминальная ценности 163 4.2. Образование как капитал 177 4.3. Производственный опыт как ресурс человеческого капитала 189 ГЛАВА 5. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ: СПЕЦИФИЧЕСКИЙ РЕСУРС И ЕГО КОНВЕРТИРОВАНИЕ 199 5.1 Иностранный язык: изучение, овладение, результативность 199 5.2. Учеба за рубежом и профессиональные карьеры по возвращении на родину 217 ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАРЬЕР МОЛОДЫХ РАБОЧИХ 242 6.1. Пополнение молодых рабочих кадров 242 6.2. Образование молодых рабочих в ходе трудовой деятельности 254 6.3. Профессиональные карьеры рабочей молодежи 268 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 285 РЕФЕРАТ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на английском языке) 291 ПРИЛОЖЕНИЕ 318Рубрики: Социология образованияСоциология профессий и профессиональных группВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н.Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 1985. — 240 с.Чередниченко Г. А.Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. — 504 с.Чередниченко Г. А.Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий) [монография] / Г.А. Чередниченко. – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 392 с.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocListКонстантиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А.ИНАБ №4 - 2008. Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 80 с.