Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) Чередниченко Г.А.Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.ISBN 978-5-906001-29-0Размещена на сайте: 03.02.14Текст книги.Ссылка при цитировании:Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.АннотацияВ книге содержится анализ влияния таких важнейших факторов как состояние демографической ситуации, идущих в системеобразования трансформаций и социальной дифференциации, перемен на рынке труда и занятости молодежи на формирование образовательных и профессиональных траекторий разных ее групп. На материалах госстатистики и ряда социологических исследований изучаются вопросы о том, как молодежь реализует свои стартовые образовательно-социальные ресурсы, аккумулирует в дальнейшем образовательный капитал и конверсирует его в профессиональные позиции на начальном этапе трудовой карьеры. Рассматриваются возникающие на этой основе социальные проблемы.Ключевые слова: образовательные траектории профессиональные траектории демографическя ситуация образовательный капитал Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МОЛОДЕЖИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1. Вступление молодежи в самостоятельную жизнь: подходы к изучению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.2. Жизненный старт молодежи как социальная проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.3. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты . . . . . . . . 49 1.4. Информационная база и методика исследований . . . 78 ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ РЕГУЛЯТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЕННЫЙ СТАРТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 2.1. Демографические процессы и молодежь, вступающая в жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 2.2. Рынок труда и занятость молодежи . . . . . . . . . . 119 2.3. Пути молодежи через формальные организации системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 2.4. Взаимодействие внешних регуляторов формирования траекторий в новых условиях . . . . 184 ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА КАДРОВ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО . . . . . . . . . . 211 3.1. Развитие системы образования: социологический подход . . . . . . . . . . . . . . . . 211 3.2. Механизм социокультурного воспроизводства на примере средних школ с углубленным изучением иностранного языка . . . . . . . . . . . . 228 3.3. Трансформации школы и ее социальные аспекты . . 256 ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МОЛОДЕЖИ . . . . . . . . . . . . . . . . 286 4.1. Образовательные пути и профессиональные позиции молодежи после получения среднего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 4.2. Получение профессионального и дополнительного образования выпускниками средней школы и его результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 4.3. Сельская молодежь и образование: социальные барьеры и их преодоление . . . . . . . . 338 ГЛАВА 5. НАКОПЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ КАК ОСНОВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ВЫСТРАИВАНИЯ ТРАЕКТОРИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 5.1. Образование по ходу профессиональной траектории: мотивы, доступность, инструментальная и терминальная ценности . . . . . . . . . . . . . . . . 360 5.2. Образование как капитал . . . . . . . . . . . . . . . . 380 5.3. Производственный опыт как ресурс карьеры . . . . 397 ГЛАВА 6. ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ КАК РЕГУЛЯТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАРЬЕР МОЛОДЫХ РАБОЧИХ) . . . . . . . . . . . . . . 410 6.1. Аскрептивные ресурсы и первоначальная подготовка молодых рабочих . . . . . . . . . . . . . 411 6.2. Обращение молодых рабочих к образованию в ходе трудовой деятельности . . . . . . . . . . . . . 427 6.3. Профессиональные карьеры рабочей молодежи . . . 445 ГЛАВА 7. ПОЛУЧЕННОЕ ЗА РУБЕЖОМ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ . . . . . . . . . 480 7.1. Культурный мета-ресурс — иностранный язык: изучение, овладение, результативность . . . . . . . 480 7.2. Учеба за рубежом и профессиональные карьеры по возвращении на родину . . . . . . . . . . . . . . . 507 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 548Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А.Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ // Социология образования. 2009. №1. С. 28-45.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocListКонстантиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А.Образование и жизненные пути молодежи (десятилетие 1998-2008) // Вып. 2. Москва : ФИРО, 2012. - 87 с. : ил.; 21 см. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А.Рабочая молодежь сегодня // Вестник РГНФ. 2012. № 3 (68). С. 88-98.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Secondary School Graduates // Russian Education Society. 2011. Vol. 53. Issue 8. Pages: 19-35. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/53/8?nav=tocList