Российское образование как модернизационный проект Андреев А.Л.Российское образование как модернизационный проект // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 134-152.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 19.10.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Андреев А.Л. Российское образование как модернизационный проект // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 134-152.АннотацияСтатья представляет собой исследование по исторической социологии и посвящена особенностям исторического пути России, рассматриваемым сквозь призму развития образования. Прослеживается роль образования в социальной истории Руси и России, начиная с Киевского периода до «просвещённой империи» Петра Великого. Предлагается новое представление истории российского социума, в основе которой лежит концепция просветительской модернизации. Значительное внимание уделено характеристике интеллектуальных сред и сообществ на разныхэтапах истории страны. Используя разнообразные исторические свидетельства, характеризующие процесс распространения грамотности в различные эпохи российской истории, автор доказывает, что уже в Киевский период на Руси существовала образовательная сеть, организованная по типу ризомы. При этом начальное обучение было обычной социальной практикой, т. е. носило не спорадически-случайный, а систематический, добровольный и притом достаточно демократический (в смысле доступности для сравнительно небогатых семей) характер. Анализируя интеллектуальные запросы Московской Руси в преддверии Нового времени, автор показывает, что модернизацию русского общества надо рассматривать не как результат внешнего давления, а как процесс, развивающийся на своей собственной основе. При этом российская модернизация рассматривается в кросс-культурном контексте и сопоставляется не только с социальной практикой Запада, но и с Востоком, в частности, — с историческим опытом Турции. Автор предлагает свою собственную оригинальную трактовкуключевых этапов социальной истории России, рассматривая Смуту началаXVII в. как аналог европейских буржуазных революций, а Петровские преобразования — как своеобразную «просветительскую революцию».Ключевые слова: историческая социология образование ментальность модернизация интеллектуальные среды исторические альтернативы Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Андреев А. Л.Гуманитарное образование и интеллектуальные среды // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 77-86.Андреев А. Л.Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30-36.Андреев А. Л.От азбуки до университета: образование на Руси и в России до конца эпохи Просвещения. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. - 460 с.Широкалова Г. С., Дулина Н. В., Пронина Е. И.Традиции крестьянского мира в менталитете студенчества // Семья как хранитель традиционных духовно-нравственных ценностей российской цивилизации. По материалам «круглого стола». – М.: Издание Государственной Думы, 2023. С. 66-82.