Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина Трофимова И.Н.Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 91-112.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 19.10.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Трофимова И.Н. Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 91-112.АннотацияВ статье рассматриваются вопросы формирования, функционирования и реализации гражданской компетенции, что является особенно актуальным в свете противоречивого опыта гражданского активизма в нашей стране в начале 2010-х гг. Особое внимание уделено раскрытию комплексного характера гражданской компетенции, что обусловливает существование двух её типов — собственно гражданской и подданнической. При этом оба типа гражданской компетенции взаимосвязаны, и их соотношение во многом отражает особенности политической культуры общества и является результатом политической истории. Динамика и взаимосвязь обоих типов обусловливают разнообразие, многоуровневость и вариативность проявления гражданской компетенции в конкретном обществе.В качестве важнейшего фактора формирования гражданской компетенции рассматривается образование. Чем выше уровень образования, тем больший интерес граждане проявляют к политике, тем выше уровень их участия в различных общественно-политических практиках и уверенность в своей возможности влиять на принятие социально значимых решений. И напротив, чем ниже уровень образования, тем больше люди сосредоточены на своих проблемах и проблемах своей семьи, а их гражданская активность сводится к минимальному, часто формальному, участию в голосовании в качестве избирателей. Комплексный характер гражданской компетенции обусловливает специфические требования к гражданскому образованию, отличительной чертой которого является тесная связьполучаемых знаний с повседневной жизнью. Формирование целостной,внутренне непротиворечивой гражданской компетенции предполагаетразноаспектный и непрерывный процесс образования, при котором формальные и неформальные стороны обучения не противоречат друг другу, а стремятся к взаимодействию, как в своём содержании, так и целеполагании.Ключевые слова: гражданская компетенция типология; структура содержание специфика гражданское образование гражданское участие политическая культура Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ключарев Г. А., Трофимова И. Н.Гражданское образование: в интересах индивида, общества, государств // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 87-105.Согомонов А. Ю.Гражданское образование // Общая тетрадь. 2011. N.3 (56). С 18-28.Согомонов А. Ю.Зачем нужно гражданское образование // Современные практики гражданского образования. Осло, 2015. С. 8-16.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории западной философии (статья вторая) // Общая тетрадь. 2012. №2-3. (59). С. 120-132.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории западной философии (статья третья) // Общая тетрадь. 2012. № 4 (60).