Проблемы и перспективы системы образования в России и опыт Швейцарии Гаврилова И.Н.Проблемы и перспективы системы образования в России и опыт Швейцарии // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 252-269.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 13.11.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Гаврилова И.Н. Проблемы и перспективы системы образования в России и опыт Швейцарии // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 252-269.АннотацияПредпринята попытка доказать важность интегрированного знания, позволяющего подрастающему поколению иметь не только глубокие знания в области своих интересов, но и базовые знания по широкому спектру научных дисциплин, что в свою очередь налагает особые требования к системе образования в конкретной стране, рассматривающей образование как общественное благо, способствующее сглаживанию противоречий и успешной конкуренции своих граждан на мировом рынке труда. Для этого пора задуматься о выстраивании такой системы образования, которая смогла бы обеспечить освоение азов политехнического и гуманитарного образования всему подрастающему поколению, независимо от места проживания или достатка семьи ребёнка, т.е. во многом аналогично тому, как была построена советская школа, обеспечивавшая молодёжи равные стартовые возможности. И хотя это для нас скорее стратегическая цель, её надо иметь в виду, тем более что сверхзадача универсального политехнического и гуманитарного образования уже стоит в повестке дня многих развитых стран мира, признающих ценность хорошо образованного населения. При этом государственная система образования должна выстраиваться на прочном фундаменте, поэтому должна вобрать в себя всё лучшее, что прошло проверку временем, а также отвечать всем критериям, свойственным вообще системе. Вместе с тем в России с переходом к капитализму государство стало стремительно уходить из образования, как и вообще из всей социальной сферы, что усугубляет неравенство в российском обществе. Реформы нужны всегда, но продуманные и очень осторожные. И здесь есть чему поучиться у Швейцарии, которая может гордиться своей хорошо отлаженной и весьма устойчивой системой образования, а также грамотной политикой в этой сфере. Представляет интерес, например, система «дюаль», означающая одновременное обучение в профессиональных школах и на предприятиях: по ней обучаются до 2/3 выпускников школ.Ключевые слова: образование молодёжь образовательная политика государства равные возможности проблемы реформирования новации Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Автономов А.С., Гаврилова И. Н.Образовательная политика государства и развитие общества (на примере современной России) // Россия реформирующаяся : Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. — Вып. 10. М. ; СПб. : Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. — С. 202-220.Гаврилова И. Н.Проблемы реформирования образования в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право. 2012. №3 (23). С. 6-16.Константиновский Д. Л.Современные вызовы рынка труда и российская молодёжь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 272-281.Боррего Д. М.Приходящая няня: функции и проблемы взаимодействия с семьей // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием Дети и общество: социальная реальность и новации / Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова Е.А., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Павлов П.Ю., Стрельцова И.А. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROM. С. 431-442.Адамьянц Т. З.Задачи и возможности социокультурной среды в многоуровневом развитии детей // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. Коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. - 1366 С. 1 CD ROM. С. 13-20.