Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).ISBN 978-5-534-06020-1Размещена на сайте: 10.11.17Демонстрационный файл на сайте излательства Юрайт URL: http://urait.ru/uploads/pdf_review/082975D1-B87D-4526-BD25-2A324A1E1B94.pdfСсылка при цитировании:Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).Авторы:Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В.АннотацияВ настоящем издании дан комплексный анализ развития непрерывного образования в контексте происходящих в современном российском обществе модернизационных процессов. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в качестве ключевого элемента российской системы непрерывного образования. Изучены такие актуальные вопросы андрагогического образования, как эффективность образования для взрослых и его роль в модернизации. Также авторами освещены тенденции социально-экономических неравенств в непрерывном образовании, обусловленные доступностью и участием трудоспособного населения трудоспособного населения в образовательных проектах и программах. Рассмотрены два аспекта систем образования для взрослых — непрерывное образование как генератор социального неравенства и как социальный уравнитель.Ключевые слова: непрерывное образование дополнительное профессиональное образование андрагогическое образование социальное неравенство Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление Введение..............................................................................7 ЧАСТЬ 1. РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Глава 1. Системы образования в эпоху постиндустриальной модернизации ..................................... 19 1.1. Эволюция образовательных систем – отражение эволюции общества ....................................................................................19 1.1.1. Эволюция образовательных систем в контексте теории формаций........................................................................................20 1.1.2. Эволюция образовательных систем в контексте теории модернизации................................................................................25 1.2. Россия в контексте постиндустриальной образовательной модернизации ...............................................................................................38 1.2.1. Тенденции образовательной модернизации ..........................39 1.2.2. Тенденции образовательной демодернизации......................46 1.2.3. Непрерывность как императив модернизации российской образовательной системы................................................50 Глава 2. Дополнительное профессиональное образование как ключевой элемент российской системы непрерывного образования....................................................................... 55 2.1. Андрагогическое образование как элемент новой системы непрерывного образования......................................................................55 2.1.1. Структура образовательных систем для взрослых..............57 2.1.2. Научный дискурс проблем образования для взрослых (на примере дополнительного профессионального образования) ........................................................65 2.2. Дополнительное образование как форма накопления человеческого капитала россиян ...........................................................77 2.3. Институциональные характеристики российской системы дополнительного образования................................................................85 2.3.1. Дополнительное профессиональное образование как подсистема непрерывного образования..............................................86 2.3.2. Место и значение ДПО в формировании российского человеческого капитала: тенденции последних десятилетий.............................................................................90 Глава 3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс российской модернизации .................................. 96 3.1. Пространство ДПО как ресурс модернизации .................................96 3.2. Корпоративное образование как вызов «традиционной» системе ДПО...............................................................................................129 Глава 4. Эффективность российского дополнительного образования......................................................................146 4.1. Оценка эффективности системы дополнительного образования.................................................................................................146 4.1.1. Методология анализа ...................................................................146 4.1.2. Основные результаты анализа..................................................152 4.2. Основные направления повышения эффективности инвестиций в российское образование..............................................167 4.2.1. Профессиональная подготовка и интеллектуальные миграции......................................................................................................167 4.2.2. Стимулирование работодателей к инвестициям в человеческий капитал работников..................................................175 4.2.3. Развитие финансовой инфраструктуры образовательного рынка: возможности и риски............................178 4.2.4. Развитие информационной инфраструктуры: проблема признания результатов образования .............................188 ЧАСТЬ 2. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО Глава 5. Неравенство в качестве и доступности образования......................................................................197 5.1. Образовательное неравенство как институт постсоветской России ...........................................................................................................197 5.1.1. Концепт равенства в доступе к образованию: от «Великого уравнителя» к «Великому решету» ........................197 5.1.2. Онтология образовательного неравенства: непосредственные эффекты..................................................................203 5.1.3. Феноменология образовательного неравенства: отложенные эффекты..............................................................................210 5.2. Основные тенденции реформирования образования...................216 5.2.1. Образование взрослых: выбор между эгалитарностью и меритократией.......................................................217 5.2.2. Эффективность инвестиций в человеческий капитал......225 Глава 6. Зарубежные теории и практики взаимовлияния образования и социально-экономических неравенств ..........235 6.1. Дифференциация доступа к образованию для взрослых............236 6.1.1. Неравенство в доступе к догоняющему образованию ......236 6.1.2. Неравенство в доступе к дополнительному образованию ...............................................................................................244 6.2. Основные тенденции социально-экономических неравенств и их влияние на уровень человеческого развития........................................................................................................252 6.2.1. Неравенство основных факторов человеческого развития как исследовательская проблема .....................................253 6.2.2. Методика компаративистского анализа ................................260 6.2.3. Основные результаты анализа исторических данных......271 Глава 7. Особенности неравенств в российском образовании......................................................................295 7.1. «Столицецентризм» высшего профессионального образования.................................................................................................295 7.1.1. Доступность высшего образования: количественный аспект ............................................................................................................296 7.1.2. Доступность высшего образования: качественный аспект ............................................................................................................298 7.1.3. «Столицецентризм» в размещении научных кадров как фактор неравенства в доступе к высшему образованию.....304 7.1.4. Детерминанты диспропорций социально- географической структуры....................................................................316 7.1.5. Как отремонтировать «социальный лифт» высшего образования? ..............................................................................................322 7.2. Симулякры как особенности образовательных неравенств.......327 7.2.1. Сферы производства симулякров знаний.............................328 7.2.2. Социальные последствия производства симулякров знаний...........................................................................................................334 Глава 8. Перспективы выравнивания доступа россиян к образованию...................................................................340 8.1. Возможные тенденции перспективной динамики социально-экономических неравенств в России ...........................340 8.2. Самообразование как неформальный регулятор образовательных неравенств.................................................................354 8.3. Правовые основания равнодоступности непрерывного образования.................................................................................................363 8.3.1. Образование как право человека..............................................364 8.3.2. Российское законодательство и непрерывное образование.................................................................................................372 Заключение ......................................................................378 Библиография...................................................................393 Новые издания по дисциплине «Социология образования» и смежным дисциплинам...............................432Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В.Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под общей редакцией д.соц.н., к.э.н. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.Диденко Д. В.Дополнительное профессиональное образование и повышение его эффективности// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 78-107.Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9347Латов Ю. В., Ключарев Г. А.Неформальные правила игры в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2. С. 31-42.Ключарев Г. А.Дополнительное образование - проблема легитимации практики// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 108-119.