Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс Чередниченко Г.А.Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 454 с. С. 63-82.ISBN 978- 5-7598-1734-5 Размещена на сайте: 19.04.18Текст публикации на сайте НИУ ВШЭ URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share//direct/217948746 (дата обращения 19.04.2018)Ссылка при цитировании:Чередниченко Г.А. Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 454 с. С. 63-82.Cherednichenko G.A. Sociocultural reproduction in the school field: historical perspective. In: Education and social differentiation: coll. monog. / resp. ed. M. Karnoy, ID Frumin, N. N. Karmaeva; Nat. Res. Univ. Higher School of Economics, Institute of Education. - M.: Pub. house of the Higher School of Economics, 2018. — 454 p. P. 63-82.АннотацияКоллективная монография, написанная российскими и зарубежными исследователями, посвящена анализу проблемы социальной дифференциации в образовании и — через призму образования — в России. Основное внимание авторов сфокусировано на процессах, происходящих в системе образования, образовательных результатах и их влиянии на результаты на рынке труда. Предложен полидисциплинарный взгляд на проблему дифференциации в контексте образовательной системы, охвачены многообразные аспекты неравенства и социальной дифференциации. Авторы рассматривают такие факторы дифференциации, как социальный класс, культурный капитал, региональные и территориальные различия в обеспеченности ресурсами, — на уровне организаций, индивидов, сообществ и семей. Их исследования охватывают разнообразные уровни образования и образовательные контексты: дошкольное, школьное образование, высшее образование, дополнительное образование и обучение в семье.Ключевые слова: социальная дифференциация и неравенство в образовании дошкольное, школьное, высшее, дополнительное образование social differentiation and inequality in education preschool, school, higher, additional education Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеПочему проблематика дифференциации и неравенства остается актуальной для исследования образования (М. Карной). 6 От редакторов .14 Глава 1. Дошкольное образование и ресурсы семьи.20 1.1. Механизмы воспроизводства неравенства на этапе перехода к обучению в школе (А.К. Нисская).20 1.2. Обучение чтению до школы и читательская грамотность детей в первом и конце четвертого класса: роль культурного капитала семьи (А.В. Капуза, А.Б. Захаров).43 Глава 2. Неравенство в образовательных результатах и процессах: начальная и основная школа.63 2.1. Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс (Г.А. Чередниченко).63 2.2. Фиксация неравенства в начальных классах: обучение в ≪обычных≫ и престижных≫ школах (А.Е. Иванова, И.В. Антипкина, Ю.В. Кузьмина).82 2.3. Школьная дифференциация в условиях разных социальных контекстов (С.С. Савельева, Д.А. Александров).105 2.4. Школы, работающие в разных социальных контекстах: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров (2 части) (М.А. Пинская, Н.С. Дербишир, Н.В. Бысик, С.Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин).132 2.5. ≪Резильентные≫ школы и школьники. Билет на ковчег: вносит ли школа вклад в резильентность ученика? (М.А. Пинская, Т.Е. Хавенсон, Т.А. Чиркина). 183 Глава 3. Старшая школа, вуз и переход из системы образования на рынок труда. 203 3.1. Неравенство в российском образовании: XX — начало XXI в. (Д.Л. Константиновский). 203 3.2. Неравенство в образовательных успехах и планах школьников: роль миграции, этничности и социального статуса (К.А. Тенишева, Д.А. Александров).226 3.3. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы (данные ТрОП) (А.Р. Бессуднов, В.М. Малик). 247 3.4. Доступность высшего образования в условиях ЕГЭ: источники возникновения и распространения неравенства (И.А. Прахов). 282 3.5. Горизонтальная и вертикальная гендерная сегрегация на этапе выхода на рынок труда в России до и после распада Советского Союза (Ю.А. Косякова, Д.Ю. Куракин, Х.-П. Блоссфельд). 310 3.6. Социально-экономическое неравенство, самоэффективность и образование в переходной экономике (Н.Н. Кармаева, А.Б. Захаров, Я.А. Гребенюк). 347 Глава 4. Дополнительное и неформальное образование.365 4.1. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания (С.Г. Косарецкий, Б.В. Куприянов, Д.С. Филиппова). 365 4.2. Роль внеклассной активности в формировании социального неравенства: случай малого города (С. Савельева, В. Воскресенский, Д.А. Александров). 388 4.3. Доступ к дополнительному образованию. Влияние характеристик семьи (К.Н. Поливанова, Е.В. Сивак). 416 4.4. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер (Д.А. Александров, В.А. Иванюшина, Д.Л. Симановский). 430 Сведения об авторах. 448Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л.Неравенство в российском образовании: XX — начало XXI вв. // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 203-225.Прошкова З. В.Социально-экономическое и семейное обеспечение образовательного пути в России // Экономика и социология. 2019. № 1 (41). С. 21-25.Kozyreva P. M., Smirnov A. I.Middle Income Groups: The Correlation Between Education and Material Well-Being // The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 87-108.Колесникова Е. М.Kolesnikova E.M. Perspectives of the (de)Professionalization of Childpreschool care: Governesses as a Part of Preschool Teacher Professional Group // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia/ Editor-in-Chief V. Mansurov, Moscow, 2015. – Pp. 209-219. СD ROM.Воропаева А. В.Социокультурная адаптация российских школьников и школьников-иммигрантов во время досуга // Социология образования. 2018. № 5. С. 59-64.