Измерение неравенства в образовании Константиновский Д.Л.Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 171-191.Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков – М.: Новый Хронограф, 2018. – 472 с.ISBN 978-5-94881-415-5DOI: 10.19181/ezheg.2018.8РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=35332756Размещена на сайте: 27.06.18Текст статьи.Ссылка при цитировании:Константиновский Д.Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 171-191. DOI: 10.19181/ezheg.2018.8.АннотацияНа основе отечественного и мирового опыта предложена система показателей для измерения и анализа неравенства / дифференциации в образовании. Система включает в себя, прежде всего, показатели, позволяющие судить об ориентациях при выборе образовательной и профессиональной траектории. Генетический подход к процессу формирования ориентаций, основанный на анализе его в связи с процессом социализации, дал основания предложить рассмотрение данных о привлекательности профессий, требующих разного уровня образования, и конкретные намерения в отношении существующих образовательных возможностей: уровней образования, образовательных организаций, овладения теми или иными профессиями. Далее рассматриваются показатели социального поведения в сфере образования: шансы на реализацию имеющихся возможностей в сфере образования и степень реализации намерений. Наконец, обсуждаются возможности измерения степени реализованности образования на рынке труда. Высказываются предположения о связях между значениями ориентаций и реального поведения. Приводятся результаты исследований, демонстрирующие динамику показателей на протяжении длительного периода. Отмечается, что значения показателей дают представление об ориентациях и социальном поведении, которые сложились в конкретных объективных условиях, во взаимодействии текущего состояния рынка труда, образовательной инфраструктуры, общественного мнения, целого ряда обстоятельств, соответствующих определенному состоянию общества. Информация, получаемая посредством описываемой методики, свидетельствует о шансах разных категорий населения на освоение возможностей, существующих в обществе: насколько доступны разные варианты образовательных траекторий для жителей больших и малых городов, поселков и деревень, родившихся в семьях полных и неполных, у родителей с невысоким уровнем образования, в малообеспеченных семьях и т.д. Это позволяет судить о необходимости мер социального управления в образовательной сфере. Ключевые слова: образование неравенство ориентации социальное поведение рынок труда. Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Образование и профессия в ожиданиях молодежи // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С. 542-545.Константиновский Д. Л.Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду... : сб . науч . статей к 80 - летию проф . Ю. Р. Вишневского / [под общ. ред. Ю. Р. Вишневского ; отв. за вып. Д. Ю. Нархов]. — Екатеринбург : Изд - во Урал. ун - т а, 2018. С. 268-274.Константиновский Д. Л.Система показателей для исследования неравенства в образовании // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 6579-6585.Константиновский Д. Л.Качественное образование: ресурс и его использование // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс] : Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. - URL: http://www.isras.ru/files/File/congress2012/part39.pdf. - С. 5979-5988.Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5-19.