Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности : монография Кравченко С.А., Зарубина Н.Н., Подберезкин А.И., Голоухова Д.В., Карпова Д.Н., Небольсина Е.В., Носкова А.В., Темницкий А.Л.Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности : монография / [С.А. Кравченко, Н.Н. Зарубина, А.И. Подберезкин и др.]; под общ. ред. С.А. Кравченко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. социологии ; Федеральн. научно-исслед. социол. центр Рос. акад. наук. - Москва : МГИМО-Университет, 2018. - 274, [1] с.ISBN 978-5-9228-1887-2 Размещена на сайте: 27.06.18 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Кравченко С.А., Зарубина Н.Н., Подберезкин А.И., Голоухова Д.В., Карпова Д.Н., Небольсина Е.В., Носкова А.В., Темницкий А.Л. Доверие к знанию в условиях социальной турбулентности: риски, уязвимости, вызовы безопасности : монография / [С.А. Кравченко, Н.Н. Зарубина, А.И. Подберезкин и др.]; под общ. ред. С.А. Кравченко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. социологии ; Федеральн. научно-исслед. социол. центр Рос. акад. наук. - Москва : МГИМО-Университет, 2018. - 274, [1] с.АннотацияВ издании исследуются вызовы доверию к знанию в современной России и мире, обосновывается, что глубинные проблемы доверия к знанию обусловлены фактором «стрелы времени», согласно которому природный и социальный мир развиваются ускоряющимся и усложняющимся образом, соответственно, исторически изменяются критерии валидности знания и доверия к нему. Для преподавателей, аспирантов и специалистов, интересующихся проблемами становления современной сложной социальной реальности, отражения этих процессов в научном знании.Ключевые слова: знание доверие к знанию социальная турбулентность Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ......5 ВВЕДЕНИЕ. ПЕРМАНЕНТНОЕ «ПЕРЕОТКРЫТИЕ» СОЦИАЛЬНО-ПРИРОДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВАЛИДНОСТИ ЗНАНИЯ И ДОВЕРИЯ К НЕМУ......8 ГЛАВА 1. НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ДОВЕРИЯ.... 17 1.1. Историчность доверия «универсальным» истинам и «объективным» законам... 17 1.2. Зарождение и развитие релятивного доверия....... 20 1.3. Проблемы доверия в контексте критической нелинейной рефлексии..... 23 1.4. Зарождение и становление рефлексивного доверия.... 26 ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИАГНОСТИКА - ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ДОВЕРИЯ К НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ....35 2.1. Социологическая диагностика академика М.К. Горшкова... 35 2.2. У. Бек: космополитическая диагностика..... 42 2.3. Интегральный диагностический инструментарий поворотов социологии......... 45 2.4. Интегральная междисциплинарная диагностика гуманистической направленности.... 51 ГЛАВА 3. НОВАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ - ФАКТОР ЕГО ВАЛИДНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОГО ДОВЕРИЯ К НЕМУ.... 58 3.1. Метаморфозы: востребованность нового знания об их сложной природе........... 58 3.2. Переоткрытие знания о роли кризисов в общественном развитии...... 63 3.3. Переоткрытие знания о гуманизме..... 69 ГЛАВА 4. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕДОВЕРИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ДОВЕРИЯ..... 80 4.1. Академическая наука: факторы доверия/недоверия к её результатам 80 4.2. Постакадемическая наука: вызовы доверию в условиях коммерческого этоса.... 83 ГЛАВА 5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛЖЕНАУКИ И ПОДРЫВ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ К НАУКЕ 91 5.1. Проблемы демаркации форм знания в современном обществе.... 92 5.2. Социокультурные и институциональные детерминанты усиления дисперсии знания........ 98 5.3. Распространение лженауки и ненаучного знания в России как непреднамеренное последствие развития науки... 102 ГЛАВА 6. ДИНАМИКА ДОВЕРИЯ К НАУКЕ И УЧЁНЫМ В РОССИИ..... 110 6.1. Становление института науки в России: проблема доверия..... 111 6.2. Институциональное доверие к науке и научному сообществу в советский период......114 6.3. Динамика институционального доверия к науке в период постсоветских трансформаций...119 ГЛАВА 7. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: РЕСУРСЫ И ДОВЕРИЕ..126 7.1. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий.... 127 7.2. Система и объем финансирования научных исследований в России и в странах Запада......130 ГЛАВА 8. ПРОБЛЕМЫ ДОВЕРИЯ К НАУКЕ В ЗАПАДНОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ....136 8.1. Вызовы «слепого» доверия: рискогенные последствия Брексит для науки......136 8.2. Кризисы в современной Европе как фактор перехода к рефлексивной форме доверия к науке.....141 8.3. Смена политической парадигмы в США как фактор укрепления доверия к научному знанию......145 ГЛАВА 9. СОВРЕМЕННАЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ: МАССОВАЯ НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ...153 9.1. Динамика эпистемических культур.......154 9.2. Характерные свойства научной коммуникации: «Науки 1.0 /2.0 / 3.0».....156 9.3. Риски популяризации научного знания.......159 ГЛАВА 10. ДОВЕРИЕ К НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ......164 10.1. Теоретико-методологический инструментарий прогнозирования безопасности....164 10.2. Валидное знание о современных военно-политических условиях развития России......169 ГЛАВА 11. ЗНАНИЕ О ДОЛГОСРОЧНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ДО 2050 ГОДА.....174 11.1. Инструментарий долгосрочного прогнозирования.......................174 11.2. Системно-сетевые факторы безопасности в условиях новых рисков и уязвимостей российской нации, государства и общества..179 11.3. Социальные сети как качественно новый фактор системной безопасности России...182 11.4. Три стратегических направления обеспечения безопасности России в XXI веке..188 ГЛАВА 12. УСЛОЖНЯЮЩЕЕСЯ ЗНАНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.......194 12.1. Политические интересы в эпоху индустриального модерна: от монистического к динамично-релятивному знанию.....194 12.2. Динамика политических интересов в современном социуме: востребованность рефлексивного знания....198 12.3. Вызовы усложняющихся динамичных политических интересов.....202 ГЛАВА 13. СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА В РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ПРОИЗВОДСТВУ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ..... 209 13.1. Теоретическая и структурная интерпретация понятия «доверия к социальной науке»...... 210 13.2. Методологические принципы измерения доверия к социальной науке......... 214 13.3. Эмпирические объекты исследования, методика его проведения....... 219 ГЛАВА 14. ДОВЕРИЕ УЧЕНЫХ РОССИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ...... 228 14.1. Доверие к социальной науке в советском и современном обществах........... 228 14.2. Доверие к современной российской и западной науке..... 233 14.3. «Абстрактное» и «конкретное» доверие к социальной науке.....234 14.4. Доверие между социальной наукой и другими институтами...235 14.5. Связь социальной науки с реалиями жизни.. 237 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ УЯЗВИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ 239 15.1. Уязвимость структурных факторов формирования доверия к науке......239 15.2. Уязвимости образа социальной науки: факторы повышения доверия к ней..... 242 15.3. Коммуникативные практики приобщения студентов к науке............ 246 15.4. Позитивные и негативные факторы занятости в науке..... 250 ГЛАВА 16. ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ НАУКАМ СО СТОРОНЫ ЗАКАЗЧИКОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...255 16.1. Заказчик научных исследований: доверие/недоверие к социальной науке....255 16.2. Интерес к научной информации в профессиональной деятельности....... 258 16.3. Оценки и факторы повышения доверия заказчиков к социальным наукам....... 263 16.4. Перспективы сотрудничества заказчиков с исполнителями......... 266 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БУДУЩЕЕ РОССИИ И МИРА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ К НЕМУ 269Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Андреев А. Л.Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 30-36.Волков Ю. Г.Социологическая диагностика и экспертиза: потенциал социологии для общества // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 37-50.Чередниченко Г. А.Выпускница школы: учение, труд, материнство.- М.: Знание, 1982. — 96 с.Вознесенская Е. Д.Владение компьютером и иностранными языками в структуре образовательного капитала молодых рабочих // Социология образования. 2013. №7. С. 67-81.Дмитриев А. В.Реалии «нормальной аномии» молодежи: образование и идентичность (рецензия на книгу «Нормальная аномия» в России и современном мире: Коллективная монография / под общ. Ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-университет, 2017. 281 с.) // Социология образования. 2018. № 4. С. 118-124.