Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269. Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269.ISSN 0967-067XDOI: 10.1016/j.postcomstud.2019.08.001Размещена на сайте: 09.09.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269. DOI: 10.1016/j.postcomstud.2019.08.001.Popov, D., Strelnikova, A. Inconsistency between educational attainment and literacy: The case of Russia. Communist and Post-Communist Studies, 2019, Vol. 52, Issue 3, pp. 259-269. DOI: 10.1016/j.postcomstud.2019.08.001.Авторы:Попов Д.С., Стрельникова А.В.АннотацияВ статье на данных Программы международной оценки компетентности взрослых (PIAAC) показано наличие неконсистентности между измеренной грамотностью и формальным образовательным статусом в России. Мы обнаружили, что в России не наблюдается прямой линейной зависимости между уровнем формального образования и измеренной грамотностью. Прирост компетентности в нашей стране замедляется на уровне высшего образования, тогда как на нижних образовательных уровнях – на фоне как восточноевропейских стран, так и стран OECD – падения грамотности не наблюдается. Этот факт сам по себе ставит под сомнение эффективность базовых образовательных индикаторов – количество лет обучения или наличие формального диплома – в России. Социальные последствия этой неконсистентности становятся очевидными при международном сопоставлении исследовательских результатов. Эти последствия были показаны в сферах занятости, образования и социального воспроизводства, а также в социальном самоощущении россиян. В обсуждении социальные последствия неконсистентности рассматриваются в русле двух социологических теоретических парадигм – «аллокативной» (критическая традиция) и «социализационной» (структурно-функциональная традиция). Показано, каким образом выявленное нарушение влияет на общество в логике каждой из этих парадигм. Мы сталкиваемся с тем, что образование не вполне корректно выполняет свою распределяющую функцию в обществе. Приобретение новых знаний оказывается не обязательным, поскольку оно не всегда связано с получением новых статусных символов. Вместе с тем неконсистентность в сфере образования нарушает логику функционирования институтов и препятствует их стабильному развитию.Ключевые слова: social inequality education inconsistency in education literacy competence-based approach образование неравенство в образовании социальное неравенство компетентность взрослых piaac Рубрики: Социология образованияСоциальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Popov, D., Strelnikova A. (2018) The Problem of the Discrepancy Between Work, Education, and Literacy in Russia, Russian Education & Society, 60:6, 520-535, DOI: 10.1080/10609393.2018.1527130Воронина Н.Д., Попов Д. С.Востребованность образования взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. 2019. Т. 20. №2. C. 122-153.Попов Д.С., Стрельникова А. В.Работа, образование и грамотность в России: проблема неконсистентности // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 2. С. 267-280.Strelnikova A. Education, New Technologies and Inequality in Contemporary Russia. In: Handbook on Sociology of Inequalities in BRICS Countries. London: Frontpage, 2023. P. 124-138.Popov D. Human Capital in Russia: Measurement Accuracy and Limitations of the Method. Social Sciences, 2021, Vol. 52, No. 1, pp. 37-49.