Образование взрослых и человеческий капитал на рынке труда: Россия на фоне стран ОЭСР Попов Д.С., Воронина Н.Д.Образование взрослых и человеческий капитал на рынке труда: Россия на фоне стран ОЭСР // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 726-732.Глава из книги: Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. — С. 903. ISBN 978-5-89697-316-4DOI: 10.19181/yadov_conf.2019Размещена на сайте: 10.01.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Попов Д.С., Воронина Н.Д. Образование взрослых и человеческий капитал на рынке труда: Россия на фоне стран ОЭСР // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 726-732. DOI: 10.19181/yadov_conf.2019.АннотацияВ конце XX века на фоне глубоких социальных трансформаций произошло значительное обесценивание человеческого капитала в России. В этом контексте увеличивается интерес к проблеме воспроизводства социального капитала и образования во взрослом возрасте. В докладе используются данные Международной программы оценки компетентности взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competences — PIAAC) для сравнительного анализа особенностей образования для взрослых и воспроизводства человеческого капитала в России и странах ОЭСР. Показано, что в странах ОЭСР прослеживается устойчивая связь между участием в образовании в течение жизни и повышением компетентности (грамотности), тогда как в нашей стране этой связи не обнаружено. Анализ факторов, связанных с участием в образовании в нашей стране и других развитых странах, позволяет сделать обоснованное предположение о разнице стратегий участия взрослых в образовании в контексте трудовых отношений. В странах ОЭСР мы видим связь участия в образовании с хорошим здоровьем, межличностным доверием, высокими доходами и занятостью, что позволяет обозначить функцию такого образования как «социализирующую» или «поддерживающую». В России участие в образовании не связано с повышением дохода, но связано с неудовлетворенностью трудом. Такую модель участия в формальном образовании в нашей стране можно обозначить как «кризисную». Участие в образовании происходит перед лицом трудностей и при необходимости перемещения на рынке труда или – шире – в социальном пространстве.Ключевые слова: человеческий капитал непрерывное образование образование взрослых страны оэср россия Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Воронина Н.Д., Попов Д. С.Востребованность образования взрослых и факторы, связанные с участием в нём: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. 2019. Т. 20. №2. C. 122-153.Popov D. Human Capital in Russia: Measurement Accuracy and Limitations of the Method. Social Sciences, 2021, Vol. 52, No. 1, pp. 37-49.Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование: монография / Г. А. Ключарев, Д. В. Диденко, Ю. В. Латов, Н. В. Латова; под общ. ред. Ю. В. Латова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 432 с. — (Серия : Актуальные монографии).Попова И. П.Образование - человеческий и социальный капитал молодежи // Высшее образование в России. 2007. № 10.Суслов А.Б.Образование как непрерывное формирование гражданственности// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 190-204.