«Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала Попова Е.С.«Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 372-387.ISSN 2658-3402DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.11Размещена на сайте: 24.01.20Текст статьи.Ссылка при цитировании:Попова Е.С. «Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 372-387. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.11.Popova E.S. “Second Chance Education” and alternative trajectories as a mechanism for accumulation of human capital. Education and science in Russia: state and development potential : Collection, 2019, Issue 4, pp. 372-387. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.11.АннотацияВ ходе анализа статистических материалов о демографической ситуации в стране, экспертных аналитических отчётов по образованию и состоянию рынка труда, динамики охвата профессиональным образованием и участия населения в непрерывном образовании, рассмотрения альтернативных образовательных траекторий, динамики отсева по программам профессионального образования рассматриваются контекст и существующие проблемы наращения и эффективного использования человеческого капитала в нашей стране. До недавнего времени образовательная траектория «среднее общее образование плюс программа высшего образования» в представлениях населения и работодателей воспринималась как массовая, в той или иной степени гарантирующая успешное трудоустройство. Альтернативные массовым образовательные траектории «основное общее образование плюс среднее профессиональное образование» детерминировались социокультурным и экономическим капиталом семьи. Не только анализ показателя охвата программами профессионального образования, но и динамика приёма по ним дают основания заключить, что представления о массовости и альтернативности образовательных траекторий претерпели изменения. Анализ динамики отсева по программам профессионального образования показывает, что, если в начале 2000-х доля выбывших из системы профессионального образования составляла пятую часть, в последние годы она равняется четвертой части. Данное обстоятельство не может не сказываться на эффективности накопления и дальнейшего использования человеческого капитала, особенно в условиях сокращения трудоспособного населения. С учётом существующего сегодня контекста образовательной реальности, возникновения новых форм неравенства в образовании предлагается рассматривать концепцию «образование второго шанса» как наиболее реактивный механизм накопления человеческого капитала.Ключевые слова: образование рынок труда человеческий капитал непрерывное образование образование взрослых образование второго шанса education labor market human capital lifelong learning adult education second chance education Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пешкова В. М.Обучение взрослых в системе среднего профессионального образования // Век живи — век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова ; под ред. И. Д. Фрумина, И.А. Коршунова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 310, [2] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). С. 155-168.Попова Е. С.Смена профессии после 45 лет: мотивы и перспективы прохождения программ профессиональной переподготовки // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 89-98.Каравай А. В.Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123–143.Константиновский Д. Л.Contemporary Themes in the Sociology of Education // Manuscript for International Journal of Contemporary Sociology vol. 48, (1), 117-147, 2011Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.