Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России ... Согомонов А.Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.ISBN 978-5-93895-126-6Размещена на сайте: 29.05.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://otetrad.ru/article-1882.html (дата обращения 29.05.2020)Ссылка при цитировании:Согомонов А.Ю. Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.Sogomonov A.Yu. Civic education in the history of Russian public thought. Essay 2. Enlightenment and History: Contrasts of the Nicholaeus I-st epoch. Part 2. Obshaya tetrad. School of civic education Papers, 2020, No 78 (1), pp. 56-90. АннотацияВ статье рассматривается эволюция философско-просветительских взглядов А.Герцена и П.Чаадаева в контексте формирования ими инновационных моделей социального самознания в николаевской России. Герцена традиционного идентифицируют как одного из со-авторов западнической философии в России. Эта трактовка в статье подвергнута пересмотру. На самом деле Герцен был весьма сдерженным западником, а под конец жизни стал откровенным критиком Запада и проповедником тезиса об особенном российском пути к социализму. Но поскольку он придерживался универсалистской философии познания, то это не дало ему возможности идейно сблизиться со славянофилами. Чаадаев, напротив, был абсолютно последовательным западником и универсалистом, хотя его социальное видение было напрочь лишено какого-либо бунтарства или, тем более, революционности. Оба русских философа заложили две важные для последующей эволюции русской мысли традции: умеренное западничество и радикально-критический универсализм. Ключевые слова: гражданское просвещение историческая докса западничество славянофильство историческое сознание и самопознание civic education historical doxa historical self-consciousness Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология наукиСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 1. Просвещение и История: у истоков дискурса // Общая тетрадь. 2018. N. 3-4 (75). С. 77-97.Sogomonov A. Y.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.Согомонов А. Ю.Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век). М.: Школа гражданского просвещения, 2021. — 320 с.Согомонов А. Ю.Парадоксы и уроки русских просветителей (вместо послесловия) // Общая тетрадь. Вестник школы гражданского просвещения. 2021. № 1. С. 94-99.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк третий. Просветительская мысль второй половины ХIХ века между академической наукой, революционным порывом и художественным вымыслом // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 2-3 (79). С. 83-103.