Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В.Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611-621.ISSN 2313-2272 (Print); 2408-8897 (Online)DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934965Размещена на сайте: 28.10.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24540/18568 (дата обращения 28.10.2020)Ссылка при цитировании:Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611-621. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.Narbut N.P., Aleshkovski I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V. Forced shift to distance learning as an impetus to technological changes in the Russian higher education. RUDN Journal of Sociology, 2020, Vol. 20, No 3, pp. 611-621. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621.АннотацияОбъективный запрос на соответствие всех сфер жизни требованиям информационного общества ускорил процессы, обусловленные вынужденными ограничительными мерами пандемии covid-19. С необходимостью перехода на удаленный режим работы столкнулись практически все отрасли экономики, но самый сильный удар приняла система образования. Массовый переход на удаленный формат обучения выявил целый ряд проблем и противоречий в дистанционном формате программ высшего образования и заставил российскую систему образования искать ответы на вызовы цифрового общества. Это потребовало проведения глубокого анализа различных сторон дистанционного обучения, готовности к нему участников образовательного процесса, наличия материально-технического, методического и программного обеспечения, а также перспектив и сценариев развития российской системы образования после пандемии. В мае 2020 года для изу-чения опыта перехода вузов России на дистанционный формат обучения Центр стратегии разви-тия образования МГУ и кафедра социологии РУДН при поддержке общественной организации «Российское профессорское собрание» провели опрос профессорско-преподавательского состава российских вузов. Результаты опроса показали реальную ситуацию всистеме образования, осо-бенности вынужденного перехода на дистанционный формат и проблемы такой формата обучения, а также позволили составить «портрет» наиболее негативно настроенных на дистанционную работу преподавателей. Исследование помогло сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания, развитиюобразовательных технологий в вузах,обозначить основные риски дистанционного обучения и предложить возможные варианты смешанной формы обучения в российских вузах Ключевые слова: высшее образование дистанционное обучение цифровизация онлайн обучение технологии удаленного доступа система управления обучением интернет-ресурсы качество образования higher education distance learning digitalization online education remote access technologies learning management system (lms) internet resources quality of education Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. — 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137.Попова И. П.Дистанционное обучение в самооценках работников // Интеллигенция в новой реальности: сборник статей XXII Международной теоретико-методологической конференции, РГГУ, 30 сентября — 1 октября 2021 г. / Под общ. редакцией Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Е.А. Колосова. РГГУ, Социологический факультет, Центр социологических исследований. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2021. — С. 148-158.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева O.В.Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. С. 16–24.