«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество Бабич Н.С.«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15ISSN 2307-2334DOI: 10.32744/pse.2020.5.15РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44130101Размещена на сайте: 04.11.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Бабич Н.С. «Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15 DOI: 10.32744/pse.2020.5.15.Babich, N. S. (2020). ”Good school” as a self-fulfilling prophecy. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 47 (5), 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15 DOI: 10.32744/pse.2020.5.15.АннотацияПроблема и цель. Теоретической проблемой, рассматриваемой в статье, является действие феномена «самоисполняющихся пророчеств» в контексте выбора учащимися и их родителями образовательных институций. Для иллюстрации исследуется возникновение ситуации, в которой выбор будущих сильных учеников определяется уровнем школы, зависящим от выбора прошлых сильных учеников. Методы исследования. Был проведен имитационный эксперимент средствами MS Excel, в рамках которого было смоделировано небольшое сообщество «учеников», поступающих в «школы» в течение нескольких циклов. Каждому «ученику» была сопоставлена случайно сгенерированная оценка, представляющая собой целое число в диапазоне от 2 до 5. Для каждого ученика рассчитывалась вероятность пойти в одну из школ. На основе этого распределения для каждой школы рассчитывался «рейтинг» - средний балл «выбравших» ее «учеников». Начиная со второго цикла, распределение «учеников» по «школам» ставилось в зависимость от среднего балла, полученного школами в рамках предыдущего цикла. По итогам всех циклов поступления рассчитывался показатель воспроизводства лидерства - количество повторов лидерской позиции у одной школы. Результаты. Основным результатом эксперимента является возможность анализа постоянного воспроизводства лидерства (закрепления случайного преимущества школы, возникшего в первом цикле, в последующих циклах выбора) в связи с селективностью. Зависимость между этими двумя показателями обладает нелинейным характером, при этом с ростом уровня селективности вероятность появления «хороших школ» в качестве артефактов восприятия стремительно растет, быстро достигая 100%. Интерпретация результатов позволяет сделать вывод о том, что индивидуальные ориентации на выбор образовательного учреждения, будучи агрегированными, способствуют возникновению эффекта «самоисполняющегося пророчества» в отношении появления в общественном сознании восприятия того или иного образовательного учреждения как «хорошего», «престижного» и т.д. Выводы. Данная закономерность поведения позволяет прогнозировать расслоение образовательных институций по престижу под воздействием селективных предпочтений, что необходимо учитывать в принятии решений при формировании образовательной политики.Ключевые слова: теорема томаса выбор образовательного учреждения воспроизводство лидерства селективные предпочтения расслоение образовательных институций thomas theorem choice of educational institution leadership reproduction selective preferences stratification of educational institutions Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бабич Н. С.«Хорошая школа» как самоисполняющееся пророчество // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 212-221. doi: 10.32744/pse.2020.5.15