Гуманитарные контексты российского технического образования



Андреев А.Л.
Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62–72.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45634553

Размещена на сайте: 04.08.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62–72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72.
Andreev A.L. Humanitarian Contexts of Technical Education in Russia. Higher Education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 4. Pp. 62-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования социальных и гуманитарных компетенций в российском инженерном образовании. Автор показывает, как различные взгляды на отношения между человеком и машиной, а также между обществом и техносферой претворялись в различные общественные инициативы и анализирует влияние этих инициатив на эволюцию подходов к инженерному образованию. Особое внимание уделено продвижению идеологии дизайн-мышления и движению за гуманитаризацию инженерного образования. И то и другое получило значительную популярность в последней четверти ХХ века. Однако в современных условиях взаимосвязь между техническим прогрессом и развитием человеческого общества приобретает новые формы, которые требуют новых ответов. Существуют и новые риски – в частности, риск полной дегуманизации технического прогресса и неясная перспектива формирования так называемой постчеловеческой цивилизации. Социальная оценка техники и развитие ценностно ориентированных технологий - это возможные варианты таких ответов. Они получили весьма значительную поддержку в США и Западной Европе. В частности, в рамках ЕС проведено уже несколько Европейских конференций на эту тему (последняя по времени – в 2019 г. в Братиславе). Однако в силу некоторых особенностей российской интеллектуальной традиции, а также выраженному технооптимизму массового сознания, российская академическая среда пока не проявляет достаточного интереса к имплантации этих подходов в техническое образование. Не рассматривается в российских интеллектуальных средах и популярная в странах Европейском Союзе возможность управления течением техническим прогрессом на основе диалога с гражданским обществом. В то же время в ведущих технических университетах России постепенно складывается сеть энтузиастов, которые занимаются изучением практики социальной оценки техники в странах Европы и ее адаптации к российским условиям, выступая за то, чтобы сделать такие адаптированные практики одним из концептуальных ориентиров российского инженерного образования.

 

Ключевые слова:

риски угрозы российское общество социальное самочувствие массовое сознание социальная политика risks threats russian society social well-being mass consciousness social policy

Оглавление

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: