Гуманитарные контексты российского технического образования Андреев А.Л.Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62–72.ISSN 0869-3617DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45634553Размещена на сайте: 04.08.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62–72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72.Andreev A.L. Humanitarian Contexts of Technical Education in Russia. Higher Education in Russia. 2021. Vol. 30. No. 4. Pp. 62-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72.АннотацияВ данной статье рассматривается проблема формирования социальных и гуманитарных компетенций в российском инженерном образовании. Автор показывает, как различные взгляды на отношения между человеком и машиной, а также между обществом и техносферой претворялись в различные общественные инициативы и анализирует влияние этих инициатив на эволюцию подходов к инженерному образованию. Особое внимание уделено продвижению идеологии дизайн-мышления и движению за гуманитаризацию инженерного образования. И то и другое получило значительную популярность в последней четверти ХХ века. Однако в современных условиях взаимосвязь между техническим прогрессом и развитием человеческого общества приобретает новые формы, которые требуют новых ответов. Существуют и новые риски – в частности, риск полной дегуманизации технического прогресса и неясная перспектива формирования так называемой постчеловеческой цивилизации. Социальная оценка техники и развитие ценностно ориентированных технологий - это возможные варианты таких ответов. Они получили весьма значительную поддержку в США и Западной Европе. В частности, в рамках ЕС проведено уже несколько Европейских конференций на эту тему (последняя по времени – в 2019 г. в Братиславе). Однако в силу некоторых особенностей российской интеллектуальной традиции, а также выраженному технооптимизму массового сознания, российская академическая среда пока не проявляет достаточного интереса к имплантации этих подходов в техническое образование. Не рассматривается в российских интеллектуальных средах и популярная в странах Европейском Союзе возможность управления течением техническим прогрессом на основе диалога с гражданским обществом. В то же время в ведущих технических университетах России постепенно складывается сеть энтузиастов, которые занимаются изучением практики социальной оценки техники в странах Европы и ее адаптации к российским условиям, выступая за то, чтобы сделать такие адаптированные практики одним из концептуальных ориентиров российского инженерного образования. Ключевые слова: риски угрозы российское общество социальное самочувствие массовое сознание социальная политика risks threats russian society social well-being mass consciousness social policy Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Андреев А. Л.Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды : монография / А. Л. Андреев. - Москва : Издательство МЭИ, 2022. - 446 с.K. Szafraniec, J. Domalewski, P. Szymborski, K. Wasielewski, D. Bite, P. Boyadjieva, G. Cherednichenko, B. Jonda, E. Shanyi, Z. Xinmei. (2018) Dividing lines, new challenges and threats to social cohesion. In: K. Szafraniec, J. Domalewski, K. Wasielewski. P. Szymborski, M. Wernerowicz. The Me-Generation in a Post-Collectivist Space. Dilemmas in a Time of Transition. Berlin: Peter Lang GmbH International Verlag der Wissenschaften: 279-337.Levchenko N.V. Risks in the Education System in the District Centers of Russian Regions. International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE), 2021, 13(2): 837-843.Вишневский Ю.Р., Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Пронина Е. И.Через исследования к доверительному сотрудничеству // Война была позавчера... Российское студенчество о Великой Отечественной войне: Материалы мониторинга Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 80-83.Мозговая А. В., Яишников А. Ю.Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования)[Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. URL: http://dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/