ИНАБ Выпуск №1 / 2008 <<назад оглавление Заключение Взгляд на будущее России из настоящего сохраняет известную долю неопределенности и исходит, с одной стороны, из признания высокой степени инерционности социальной сферы как таковой, с другой – из усиливающейся региональной дифференциации. Действие этих двух факторов сегодня в сильной степени препятствует заметным качественным изменениям в общероссийском масштабе. Суммарный эффект от их влияния способен скорректировать в ту или иную сторону любые общероссийские или региональные сценарии. Столь же значимыми для возможных социальных изменений они будут и в перспективе. Именно поэтому в краткосрочном и среднесрочном будущем мы будем жить в разной России. Значимым ограничением модернизации общества становится демографическое развитие страны и ее отдельных регионов. Возрастающая межрегиональная дифференциация в динамике населения и трудовых ресурсов, а также дифференциация внутрирегионального демографического развития (в разрезе город—село, центр—периферия) будут сопровождаться сохранением суженного режима воспроизводства и дальнейшей депопуляцией населения России, особенно сельского. К негативным тенденциям демографического развития, смягчение которых потребует существенных усилий, следует отнести также сохранение относительно высокой смертности населения и низкой продолжительность жизни, особенно мужчин, дальнейшее постарение населения, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население. Дефицит трудовых ресурсов, несоответствие профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения, являющиеся значимыми факторами развития России и ее отдельных территорий, невозможно преодолеть без повышения мобильности населения, проведения активной миграционной политики. Интеграция мигрантов, равно как трансформация традиционной нуклеарной семьи, расширение практик гражданского брака, изменение календаря рождений, становятся новыми вызовами для социальной политики и социальной сферы. Сегодня вполне уверенно можно говорить о том, что будущее России, чем дальше мы уходим от настоящего, будет зависеть не только от экономического фона, но и от тех усилий, которые способны сделать элитные группы в направлении трансформации политических режимов и перестройки социальных процессов. Поэтому будущее России, как никакой другой страны, будет зависеть не только от состояния и скорости трансформации политических, экономических и социальных институтов, но и от стратегий основных игроков, действующих внутри этих институтов. Сегодня многие признают, что в годы реформ российское общество, оставаясь переходным, развивалось таким образом, что нередко действующие игроки оказывались сильнее институтов. Весьма часто неформальные практики превалировали над формальными, в результате чего Российское государство, провозгласив публично одни правила, реально жило по другим. В будущем эта тенденция, при определенных усилиях со стороны элит вполне может быть сломлена, в том случае, если ресурсная база не уменьшится значительно. Если тенденция доминирования неформальных правил над формальными потеряет свою силу, тогда тренды российских изменений в социальной сфере получат более определенные очертания. Однако ждать, что это случится в ближайшие 5 лет, вряд ли правомерно. Именно поэтому в ближайшие 5 лет российское общество и его социальная сфера будут развиваться по инерционным сценариям с большим региональным разнообразием. Скорее, только последующее пятилетие станет временем не декоративного, а сущностного изменения функционирования властных, экономических и социальных институтов, которое в результате приведет к их укреплению и легитимизации, сделает правила их функционирования прозрачными и определенными. Этим будет заложен фундамент будущих позитивных перемен, которые проявятся наиболее рельефно в России в последующие 10 лет. Укрепление действующих институтов, в свою очередь, не может происходить без усилий общества. Для повышения восприимчивости властных институтов к сигналам «снизу» нужна не суверенная демократия российского образца, а готовность власти согласовывать свои действия с обществом. Чем быстрее она научится это делать, тем больший потенциал позитивного развития Россия будет иметь в будущем. Сегодня экспертное сообщество убеждено в том, что в России невозможны быстрые социальные изменения. Под этим утверждением есть вполне реальные основания, связанные с попытками российской власти провести социальные реформы, минуя фазу их публичного обсуждения, отказ от учета позиций действующих акторов всех уровней. Усложняет складывающуюся ситуацию низкий уровень доверия общества к власти. Однако завтра, когда механизм публичного обсуждения и согласования станет работающим, а чиновники более инициативными и менее коррумпированными, тогда темпы социальных преобразований могут быть увеличены, что неизбежно будет сопровождаться позитивным настроем общества и массового сознания по отношению к политическим и властным институтам. 2015—2020 гг., вполне могут стать для России годами, когда она подойдет к возможности развития социальной сферы в рамках сценария «Спираль поступательного развития», или при благоприятном стечении обстоятельств даже будет достигнута возможность реализации сценария «Бросок в модернизацию». Несмотря на то, что у нас нет оснований предполагать, что это произойдет на всей территории России без исключения, можно допустить, что 15—20 регионов вполне могут оказаться в группе лидеров и составить опережающую группу (Свердловская, Томская, Калининградская области, а среди других — Тюменская область, Пермский, Краснодарский края, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Республика Татарстан и др.). Именно эта группа регионов предопределит в дальнейшем постепенное разворачивание позитивных сценариев развития на всей территории России. Одновременно нельзя исключить, что если единой социальной политики с минимальными стандартами, так и не будет выработано к 2020 г., то в России выделится группа регионов, для которых самостоятельно вырваться из инерционного сценария или даже не скатиться к сценарию «Редукция социальных ресурсов» будет достаточно сложно (Новгородская, Саратовская, Воронежская области и др.). Именно поэтому социальное будущее России закладывается уже сегодня. Успешность движения в сторону позитивных сценариев чем дальше, тем больше будет зависеть не только и не столько от ресурсной базы, но и от способности российских политических и экономических элит к консолидированным действиям на поле социальной политики, от возможности перехода от моносубъектной к полисубъектной социальной политике, от готовности населения перейти от созерцательно-пассивной позиции в отношении проводимой государством социальной политики к ее активной коррекции через институты гражданского общества, которым еще предстоит укрепиться в наступающем десятилетии. В сфере интеграционных солидарностей, очевидно, доминирует вариант инерционного развития. В долгосрочной перспективе вероятен и вариант поступательного развития. Наиболее существенные тенденции проявились и будут закрепляться в утверждении доминирования гражданской идентичности, ее приоритетности по сравнению с этнической и религиозной. По содержанию российская идентичность противоречива или амбивалентна с точки зрения сочетания в ней модернистских тенденций, которые, скорее всего, будут набирать потенциал, и традиционалистских. Она характеризуется безусловно культивируемой государственнической ориентацией и доминирующим желанием внутренних свобод, правда, больше для себя, чем для других. Сравнение тенденций по регионам достаточно четко выделяет территории разных скоростей модернизации. В передовиках Свердловская и Томская области, перспективна Калининградская, более традиционалистски ориентированы Новгородская, Воронежская, Саратовская. Даже в «ядрах» модернизации наблюдаются сложные разнонаправленные процессы, например при выраженных модернизационных установках высокий этноизоляционизм, открытость Западу и оборонные, антимигрантские настроения. Но очевидно, что и в регионах, развивающихся на замедленных скоростях, идут необратимые процессы модернизационного тренда. <<назад оглавление