Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования ... Пронина Е.И.Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71–76.ISSN 2221-2795DOI: 10.24158/spp.2021.9.10РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46702759Размещена на сайте: 26.11.21Текст статьи на сайте журнала URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2021/9/sociology/pronina.pdf (дата обращения 26.11.2021)Ссылка при цитировании:Пронина Е.И. Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71–76. DOI: 10.24158/spp.2021.9.10.Pronina E.I. Trends in the formation of social and professional skills and competencies of schoolchildren during the period of significant social changes in the field of education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 71–76. DOI: 10.24158/spp.2021.9.10.АннотацияВ статье анализируется влияние школы и школьного образования на формирование у старшеклассников навыков и компетенций, способствующих социально-профессиональному становлению личности. Работа подготовлена на основе авторского исследования, проведенного в 2020 г. среди учащихся 8–11-х классов московских школ, и посвящена профессиональной социализации обучаемых. Опрос показал, что школа активно участвует в формировании у старшеклассников социально значимых качеств, которые должны способствовать успешной профессиональной социализации. Прежде всего это умение творчески подходить к решению оригинальных и сложных задач, ставить цели и реализовывать их, общаться. Также школа успешно формирует такие качества, как дисциплинированность, ответственность, добросовестность и коллективизм. Старшеклассники рассматривают как значимые для себя вопросы приобретения профессии, собственного жилья, создания семьи, поиска места в жизни и т. п. Одной из выявленных важных воспитательных проблем школьной программы выступает недостаточное внимание к развитию стрессоустойчивости учащихся. Для ее решения предлагается координация усилий всех субъектов образовательного процесса: ученых, экспертов, лиц, принимающих решения, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей и непосредственно школьников. Один из главных выводов исследования: сегодня школа в условиях перманентного процесса реформирования образования принимает посильное участие в формировании у старшеклассников социальных навыков. Однако наблюдается недостаточно выраженная роль школы в осуществлении профессионального ориентирования. В связи с этим желательно активизировать взаимодействие школы с другими субъектами воспитания для повышения эффективности профессиональной социализации.Ключевые слова: старшеклассники школьники профессиональные навыки умения компетенции образование формирование личности семья школа социализация high school students schoolchildren professional skills, skills, competencies, education, personality formation family school socialization Рубрики: Социология образованияСоциология личностиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Коган Е.А., Пронина Е. И., Карелова Д.Г.Изучение мнений старшеклассников о школе и ее влиянии на развитие их личности // Перспективы науки и образования. 2019. No 3 (39). С. 266-273. doi: 10.32744/pse.2019.3.20Nataliya V. Kuznetsova, Elena I. Pronina, Yuriy E. Antonov. Modern Concept of Identity and New Trends in Formation of Citizenship and Patriotism of High School Students // The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. View from Russia [Electronic resource]: collected papers. The 3rd ISA Forum of Sociology The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World / Editor-in-Chief V.Mansurov. -electronic data- Moscow: RSS, 2016. – Pp. 172-180. 1 СD ROM; 12 sm - system requirements: Windows XP/Vista/7/10 - Title from disk label. Попова Е. С.School students and their motivation in education: moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / edited by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy, p. 164.Пронина Е. И.Роль школы в социализации старшеклассника в условиях модернизации образования // Мир современной науки. 2018. Т. 51. №5. С. 60-66.Пронина Е. И.Роль школы и других социальных институтов в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 134–139.