Влияние образования на политическое участие и запрос на перемены в современной России Латова Н.В.Влияние образования на политическое участие и запрос на перемены в современной России // Journal of Institutional Studies. 2021. Т. 13. № 4. С. 112–125.ISSN 2076-6297DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.112-125Размещена на сайте: 03.01.22Текст статьи на сайте журнала URL: http://hjournal.ru/files/JIS_13_4/JIS_13.4_8.pdf (дата обращения 03.01.2022)Ссылка при цитировании:Латова Н.В. Влияние образования на политическое участие и запрос на перемены в современной России // Journal of Institutional Studies. 2021. Т. 13. № 4. С. 112–125. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.112-125.Latova N.V. Political participation and request for change: The role of education // Journal of Institutional Studies. 2021. Vol. 13. No. 4. P. 112–125. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.112-125.АннотацияВ статье проверяется базирующаяся на концепте постиндустриального общества гипотеза, что люди с более высоким образованием будут более политически активны, особенно в проявлении запроса на перемены. Для этого на материалах общероссийского опроса, организованного в марте 2021 г. Институтом социологии ФНИСЦ РАН, анализируются социально-политические характеристики, связанные с политическим активизмом и формированием запроса на перемены у разных образовательных групп россиян. Сделан вывод, что, во-первых, образование в современной России действительно прямо влияет на подготовленность индивида к политическим действиям: более образованные россияне больше интересуются политической жизнью страны и лучше осознают свои возможности влиять на «правила игры». Во-вторых, образование действительно прямо влияет на реальную вовлеченность в общественнополитический активизм. Однако в отношении осознанного политического участия этот эффект касается не столько повседневно-регулярных, сколько экстремально-протестных его форм. В-третьих, образование россиян не имеет заметной корреляции с наличием/ отсутствием у них либерального запроса на перемены. В целом по выполнению минимальных требований для политического участия российские образовательные группы в настоящее время соответствуют теории западного политологического мейнстрима и практикам развитых стран. Тем не менее, выделенные особенности политических характеристик россиян с высшим и поствысшим образованием (не все рассмотренные показатели устойчивы в динамике, не все различия между образовательными группами ярко выражены, к тому же в целом участие высокообразованных россиян в политической жизни страны довольно формально) подводят к необходимости более пристального изучения наработок не только западного научного мейнстрима, но и альтернативных концепций исследователей третьего мира. Кроме этого, высказывается предположение о недоформированности и незавершенности эмансипации от государства группы высокообразованных россиян до осознания ими своего объективно главного места и ведущей роли в политической жизни.Ключевые слова: образование общественно-политический активизм политические ориентации запрос на перемены политическая включенность education interest in political life social and political activism political orientations request for change political involvement Рубрики: Социология образованияПолитические системы и процессыВозможно, вам будут интересны другие публикации:K. Szafraniec, J. Domalewski, P. Szymborski, K. Wasielewski, D. Bite, P. Boyadjieva, G. Cherednichenko, B. Jonda, E. Shanyi, Z. Xinmei. (2018) Dividing lines, new challenges and threats to social cohesion. In: K. Szafraniec, J. Domalewski, K. Wasielewski. P. Szymborski, M. Wernerowicz. The Me-Generation in a Post-Collectivist Space. Dilemmas in a Time of Transition. Berlin: Peter Lang GmbH International Verlag der Wissenschaften: 279-337.Никовская Л. И.Запрос на перемены: общественные ожидания и модальность предъявления // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 27-33. Konstantinovskiy D., Wasielewski K., Berenyi Z., Ilieva-Trichkova P., Janmere L., Kurz K., Mitulescu S., Hoa T.T.P., Xinmei Z. (2018) Education: functions and meaning during the transormation of the political system. In: K. Szafraniec, J. Domalewski, K. Wasielewski. P. Szymborski, M. Wernerowicz. The Me-Generation in a Post-Collectivist Space. Dilemmas in a Time of Transition. Berlin: Peter Lang GmbH International Verlag der Wissenschaften: 113-160.Подъячев К. В.Podyachev K. The City of Sevastopol as Part of Russia: Problems of Adaptation and Possibilities of Socio-Political Development (Based on Qualitative Research Materials) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 9. № 4. Pp. 986-992. Андреев А. Л.Общество и образование: опыт дореволюционной России // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 158-164.