Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия Харченко К.В.Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия // Мониторинг общественного мнения. 2022. № 1. С. 158–175.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2022.1.1870EDN: MZPBDCРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48341451Размещена на сайте: 14.03.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1870 (дата обращения 14.03.2022)Ссылка при цитировании:Харченко К.В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия // Мониторинг общественного мнения. 2022. № 1. С. 158–175. DOI: 10.14515/monitoring.2022.1.1870. EDN: MZPBDC.Kharchenko K.V. Satisfaction of High School Students with School: Terms, Factors, Consequences. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2022. No.1. P. 158–175. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1870. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2022.1.1870.АннотацияВ статье представлены результаты двух социологических исследований удовлетворенности старшеклассников условиями обучения в школе, которые проводились на основе репрезентативной выборки в образовательных организациях Белгородской области в 2018 и 2019 гг. Обзор российских и зарубежных исследований удовлетворенности школой позволил определить специфику социологического подхода, который, в отличие от психологического, в большей мере ориентирован на внешнюю среду социального взаимодействия и на социальное управление. Раскрыта роль категории удовлетворенности в измерении эффективности образовательной системы. Сравнение результатов двух исследований позволяет говорить об отсутствии позитивной динамики и даже о некотором снижении удовлетворенности. Выявлено, что среди частных аспектов удовлетворенности слабыми звеньями являются качество учебников и школьного питания. Среди проблем наибольшее негативное влияние на удовлетворенность оказывают перегрузка старшеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе. Удовлетворенность коррелирует с активностью участия в жизни школы, а также, в несколько меньшей степени, с успеваемостью. Также удовлетворенность прямо пропорциональна функциональной грамотности, особенно таким ее элементам, которые подразумевают субъектность. Подчеркивается, что удовлетворенность формирует не только организационную лояльность в настоящем, но и социальный потенциал организации на перспективу. В заключении показано, как результаты измерения удовлетворенности могут транслироваться в плоскость управленческих решений Ключевые слова: удовлетворенность школа старшеклассник метод индексов социальная активность субъектность satisfaction school senior students method of indices public activity subjectivity Рубрики: Социология образованияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Pronina E.I., Grishaeva N.P., Borrego D.M. Modern trends of formation of upperclassmen’s civic consciousness and patriotism // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia / Editor-in-Chief V.Mansurov, Moscow, 2015. P. 110-128. 1 СD ROM.Chepurenko A., Belousova O., Groen A. Educating prospective entrepreneurship researchers: the case of a summer school as a learning community. Entrepreneurship education. 2020. Vol. 3. No. 4. Pp. 393-410.Никанорова И. В.Показатели общественной и инновационной активности населения регионов Российской Федерации с позиций системного подхода // Петербургская социология сегодня. 2018. Вып. 9. С. 120-142.Попова Е. С.School students and their motivation in education: moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / edited by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy, p. 164.Chernikova, A.A. Foreign Students’ Satisfaction of Russian Educational Environment in 2019. Contemporary Problems of Social Work. 2020. Vol. 6. No. 2 (22). P. 44–50.