Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А.Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50.ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50EDN: IECICKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48442883Размещена на сайте: 04.05.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/14277/13617 (дата обращения 04.05.2022)Ссылка при цитировании:Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска // Мир России. 2022. Т. 31. № 2. С. 26–50. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50. EDN: IECICK.Popov D.S., Strelnikova A.V., Grigoreva E.A. (2022) Technology Use in Russian High Schools: The Returns and the Risk. Mir Rossii, vol. 31, no 2, pp. 26–50 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50 DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50.АннотацияЦифровизация школ в восприятии людей зачастую связана лишь с техническим переоборудованием: с приобретением новых компьютерных средств или разработкой общешкольных онлайн-программных продуктов («порталов»). Однако техническая трансформация школы последних десятилетий предполагает весьма глубокие и серьезные изменения для профессии учителя и социальных отношений в школе. В статье на основе международных сравнительные данных программы PISA показано, что существующие цифровые школьные практики в европейских странах и в России не приводят к повышению измеренных компетенций учащихся в разных предметных областях. В литературе высказывается гипотеза, что расширенный доступ к цифровым устройствам (включая ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны и т. д.) сам по себе не ведет к развитию и совершенствованию образовательной практики. В статье предложены результаты исследования российских учителей, направленного на изучение качественных характеристик цифровых изменений в школах. В исследовании выявляется отношение учителей к процессу цифровизации, оцениваются их существующие профессиональные практики, показаны опасения и ожидания от возможной институциональной трансформации и трансформации профессии учителя. Обнаружено, что цифровизация в российской школе направлена на поддержание и воспроизводство прежних доцифровых практик, а не на развитие новых.Ключевые слова: цифровизация цифровая трансформация школы средняя школа профессия учителя pisa школьное образование измерение компетенций russian high school school digital transformation digitalization in education teaching profession competency measurement Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Trofimova I.N., Morgan W.J. The Digital Transformation of Russia: Digital Skills and its Potential. Weiterbildung, 2020. No 6, pp. 38-41.Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Цифровая социализация школьников и ее влияние на развитие гуманитарной направленности российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2021. — № 5. — С. 26–31.Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Современные тенденции формирования цифровой инфраструктуры российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 10–13.Чередниченко Г. А.Социокультурное воспроизводство в поле школы: исторический ракурс // Образование и социальная дифференциация [Текст]: колл. моногр. / отв. ред. М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 454 с. С. 63-82.Попов Д. С.Качество учителей: Россия на фоне стран мира // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 169-188.