Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions and Careers in Russia: Results of a Pilot Study. Integration of Education. 2022;26(3):449–465. Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions and Careers in Russia: Results of a Pilot Study. Integration of Education. 2022;26(3):449–465.ISSN 1991-9468DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465EDN: CLLMQMРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49467922Размещена на сайте: 03.10.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/115-22-3 (дата обращения 03.10.2022)Ссылка при цитировании:Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions and Careers in Russia: Results of a Pilot Study. Integration of Education. 2022;26(3):449–465. DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465. EDN: CLLMQM.Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions and Careers in Russia: Results of a Pilot Study. Integration of Education. 2022;26(3):449–465. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465 DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.449-465.Авторы:Колесникова Е.М., Куденко И.А.АннотацияВведение. Мир труда переживает глобальные изменения, вызванные технологическими инновациями, демографическими изменениями и экологическими проблемами. Это повышает спрос на компетенции в области STEM (наука, технологии, инженерия и математика), которые все чаще рассматриваются как катализатор социального и экономического развития. Цель исследования – оценка мнений школьников на STEM-профессии, общего отношения студентов к STEM-образованию, а также их стремления и готовности выбрать карьеру в STEM и определить факторы, имеющие решающее значение для формирования интересов молодых людей к изучению STEM и выбору карьеры в данной сфере. Материалы и методы. Настоящее пилотное исследование было проведено в мае 2019 г. в трех школах Москвы. Авторы использовали модифицированный опросник европейского исследования ECB-inGenious для изучения представлений о карьере STEM среди российских учащихся 8–9 и 10–11 классов. Результаты исследования. По итогам исследования выявлено сочетание внутренних (когнитивных и поведенческих) и внешних (социальных, культурных и экономических) факторов. Школьники продемонстрировали глубокое понимание важности STEM-образования в обществе и позитивное восприятие профильных рабочих мест, однако рабочие места в промышленности для них менее привлекательны, чем в других областях STEM. Младшие школьники проявили большую заинтересованность относительно STEM-специальностей, чем старшие. Учащиеся классов, специализирующиеся на STEM, а также те, чьи родители профессионально связаны со STEM, продемонстрировали более позитивное отношение к STEM-образованию. Доказано влияние школы на выбор учениками STEM-карьеры. Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в анализ проблематики выбора профессии старшеклассниками, перехода от образования к рынку труда. Материалы статьи будут полезны как практикам в профориентационной работе в школе, так и социальным исследователям.Ключевые слова: социология профессий инженер воспроизводство инженерных кадров stem школа профориентация выбор профессии гендерные стереотипы байесовский подход sociology of professions engineer reproduction of engineering personnel school career guidance career choice gender stereotypes bayesian approach Рубрики: Социология образованияСоциология профессий и профессиональных группВозможно, вам будут интересны другие публикации:Колесникова Е. М.Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы // Социальное пространство. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760Колесникова Е. М., Куденко И.А.Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 239-252.Иванова Е. Ю.Ранняя профориентация как инновационная форма опережающего самоопределения дошкольников в модернизирующемся обществе // Primo Aspectu. 2019. № 1. C. 104-109.Kolesnikova E. M., Куденко И.А.Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога? // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4. С. 646–668.Колесникова Е. М.Педагогические династии как ресурс социальной стабильности // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: РГГУ, 2017. С. 249-253