Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи Константиновский Д.Л., Попова Е.С.Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399.Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – 552 с.ISBN 978-5-94881-536-7DOI: 10.19181/ezheg.2022.14РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49550915Размещена на сайте: 31.10.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 379-399. DOI: 10.19181/ezheg.2022.14.АннотацияВ статье на материалах государственной статистики с привлечением результатов собственных социологических исследований рассмотрены произошедшие в последнее время значительные перемены в социальном поведении молодёжи в сфере образования и на рынке труда. Статья является продолжением публикаций по проекту, направленному на исследование нового характера образовательных и профессиональных траекторий молодёжи. На развёрнутых динамических рядах подтверждены ранее полученные результаты и расширены границы интерпретации происходящих перемен. Продолжен анализ выбора среднего профессионального и высшего образования. Увеличение временного диапазона анализа позволило установить периодизацию охвата молодёжи высшим и средним профессиональным образованием и выявить границы двадцатилетия (1995– 2015 гг.), когда высшее образование преобладало. Продемонстрирован рост в СПО подготовки специалистов среднего звена при практически зеркальном падении охвата программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Показано, что выбор того или иного уровня образования связан — через выбор будущей специальности и, соответственно, направления подготовки — с возможностями и ограничениями доступного набора вариантов будущей профессиональной траектории. Рассмотрение состава обучающихся позволило выявить, что традиционные траектории в значительной степени дополняются более сложными, включающими в себя разные уровни образования и пребывание на рынке труда как важный этап биографии индивида. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий предоставляет молодым людям больше возможностей в меняющихся социально- экономических условиях; вместе с тем выбор среднего профессионального образования — зачастую вынужденный, а выпускники вузов и СПО оказываются на рынке труда в разном положении. Анализ статистических данных в динамике лет показал как общее с глобальными тенденциями, так и специфические черты социального поведения российской молодёжи. Приводимые динамические ряды позволяют выявлять истоки наблюдаемого в настоящее время и предпринимать попытки прогнозирования новых черт процесса воспроизводства и накопления человеческого капитала.Ключевые слова: образование образовательные траектории профессиональные траектории среднее профессиональное образование высшее образование рынок труда education educational trajectories professional trajectories vocational education higher education labor market Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л., Попова Е. С.Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26.Константиновский Д. Л., Попова Е. С.От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. 2022. № 31(1). С. 6-24.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocListCherednichenko G. New Developments in the Education and Professional Activity of Young People // Russian Education and Society. 2010. Vol. 52. Issue 7. P. 3-15. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/52/7?nav=tocListD. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.