Цифровизация высшего образования: возможности и риски Семенов Е.В., Соколов Д.В.Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153.ISSN 2075-0862DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153EDN: VZBVEYРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50046728Размещена на сайте: 09.01.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2022/12/8.Semenov_137-153.pdf (дата обращения 09.01.2023)Ссылка при цитировании:Семенов Е.В., Соколов Д.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153. EDN: VZBVEY.Semenov E., Sokolov D. Digitalization of Higher Education: Opportunities and Risks. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2022, vol. 14, iss. 4, pt. 1, pp. 137–153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153.АннотацияЦифровизация высшего образования является объективно необходимым процессом, вызванным потребностями рынка в специалистах с цифровыми компетенциями и поддержкой государства. Цифровизация высшего образования одновременно открывает новые возможности и создает новые риски. Возможности связаны с большей доступностью и гибкостью образования, а также с его интеграцией в глобальное образовательное пространство. Риски связаны с конъюнктурной ориентацией на сиюминутные запросы рынка, снижением содержательности и фундаментальности образования, фрагментацией знаний и заменой полноценной социализации простой подготовкой рабочей силы. Цифровой университет с его ориентацией на индивидуальные образовательные траектории и дистанционным обучением предполагает «проектное» мышление и индивидуальную работу студента, в значительной степени самостоятельно выстраивающего свою учебную программу, что может превышать его реальные возможности. Насущной задачей становится поиск сбалансированной образовательной модели, сочетающей целостный подход к получению знаний с модульной структурой, допускающей высокую степень автономии студентов в выборе курсов, направлений и специализаций. Расширение доступных студентам возможностей должно сопровождаться их встраиванием в единую концепцию высшего образования. В статье предлагаются контуры подобной модели построения университета. Для России, где цифровизация идет достаточно высокими темпами, поиск оптимальной стратегии развития цифровых университетов в разных регионах является сложной задачей, требующей не только финансовых вливаний, но и прежде всего управленческой гибкости на разных уровнях.Ключевые слова:цифровизация цифровой поворот цифровые университеты корпоративные университеты индивидуальные образовательные траектории цифровизализация высшего образования коммерциализация высшего образования управление наукой и образованием самоорганизация университетов digitalization digital turn digital universities digitalization in Russia socialization in higher education commercialization of higher education management of science and education self-governance of universities Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Современные тенденции формирования цифровой инфраструктуры российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 10–13.Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Особенности применения новых цифровых технологий в системе инклюзивного образования // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 272-280.Аллахвердиева Л.М., Гаспаришвили А. Т.Цифровая социализация школьников и ее влияние на развитие гуманитарной направленности российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2021. — № 5. — С. 26–31.Кузнецов Р. С., Лагутина М.А.Подходы к цифровизации высшего образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 219-231. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9417Скоробогатова В. И.Трансформация подходов к обучению иностранцев в России: методологический аспект // Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов: коллективная монография / Под ред. С.О. Крамарова, Н.В. Пелихова, В.И. Скоробогатовой. – Москва: РИОР, 2020. С. 50-61.