Цифровизация высшего образования: возможности и риски



Семенов Е.В., Соколов Д.В.
Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153.
ISSN 2075-0862
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153
EDN: VZBVEY
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50046728

Размещена на сайте: 09.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2022/12/8.Semenov_137-153.pdf (дата обращения 09.01.2023)


Ссылка при цитировании:

Семенов Е.В., Соколов Д.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 4. Ч. 1. С. 137‐153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153. EDN: VZBVEY.
Semenov E., Sokolov D. Digitalization of Higher Education: Opportunities and Risks. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2022, vol. 14, iss. 4, pt. 1, pp. 137–153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153.

Аннотация

Цифровизация высшего образования является объективно необходимым процессом, вызванным потребностями рынка в специалистах с цифровыми компетенциями и поддержкой государства. Цифровизация высшего образования одновременно открывает новые возможности и создает новые риски. Возможности связаны с большей доступностью и гибкостью образования, а также с его интеграцией в глобальное образовательное пространство. Риски связаны с конъюнктурной ориентацией на сиюминутные запросы рынка, снижением содержательности и фундаментальности образования, фрагментацией знаний и заменой полноценной социализации простой подготовкой рабочей силы. Цифровой университет с его ориентацией на индивидуальные образовательные траектории и дистанционным обучением предполагает «проектное» мышление и индивидуальную работу студента, в значительной степени самостоятельно выстраивающего свою учебную программу, что может превышать его реальные возможности. Насущной задачей становится поиск сбалансированной образовательной модели, сочетающей целостный подход к получению знаний с модульной структурой, допускающей высокую степень автономии студентов в выборе курсов, направлений и специализаций. Расширение доступных студентам возможностей должно сопровождаться их встраиванием в единую концепцию высшего образования. В статье предлагаются контуры подобной модели построения университета. Для России, где цифровизация идет достаточно высокими темпами, поиск оптимальной стратегии развития цифровых университетов в разных регионах является сложной задачей, требующей не только финансовых вливаний, но и прежде всего управленческой гибкости на разных уровнях.

Ключевые слова:

цифровизация цифровой поворот цифровые университеты корпоративные университеты индивидуальные образовательные траектории цифровизализация высшего образования коммерциализация высшего образования управление наукой и образованием самоорганизация университетов digitalization digital turn digital universities digitalization in Russia socialization in higher education commercialization of higher education management of science and education self-governance of universities

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: