О наших просветительских истоках (инженерное образование и профессиональная этика в становлении)



Согомонов А.Ю.
О наших просветительских истоках (инженерное образование и профессиональная этика в становлении) // Ведомости прикладной этики. 2023. № 1 (61). С. 162-175.
ISSN 2307-518X
EDN: UYEAWC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50317457

Размещена на сайте: 07.03.23

Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2014/09/Vedomosti-prikladnoj-etiki-1-61-2023.pdf (дата обращения 07.03.2023)


Ссылка при цитировании:

Согомонов А.Ю. О наших просветительских истоках (инженерное образование и профессиональная этика в становлении) // Ведомости прикладной этики. 2023. № 1 (61). С. 162-175. EDN: UYEAWC.
Sogomonov A.Yu. Enlightenment and engineering education in early Russian empire. Semestrial Papers of Applied Ethics. 2023. No. 1 (61). Pp. 162-175.

Аннотация

Инженерная профессия и инженерная этика являются прямым культурным импортом в ранней российской империи. Инженерное образование было инициировано Петром I и долгие десятилетия развивалось спонтанно и отличным от европейских аналогов образом. Базовой практикой государства в области инженерного дела было приглашение иностранных специалистов. Однако Петр I, желая снизить такую зависимость страны, учреждает инженерные школы, но программы и учебные пособия некоторых из них изначально были весьма низкого качества. Одним из главных препятствий стал дефицит учебных пособий на русском языке. Однако правительственная политика по созданию отечественной инженерной библиотеки постоянно наталкивалась не только на отсутствие нужного количества адекватных переводчиков, незнание ими теоретических основ инженерии, но и на полную зависимость русского тезауруса от иностранных прототипов. Качество образования страдало всю первую половину XVIII века, при этом главным фактором было не самоисполнение, а милитаризованный характер высшего образования. Учащиеся не приглашались, а рекрутировались на военный лад далее в своей карьере переходили от одного инженерного «чина» к другому, сохраняя в профессии этот особый тип социальной мобильности военизированного образца. В итоге, инженерный этос конструировался преимущественно на идеях лояльности, иерархии, услужения власти, чем на социальной философии гражданской миссии и общественного служения.

Ключевые слова:

инженерное искусство инженерное образование инженерная этика просвещение государственная политика этос инженера enlightenment engineering education engineering ethics educational politics

Рубрики:

История и теория социологии
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: