Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И.Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 27–40.ISSN 0869-3617DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49537510Размещена на сайте: 04.07.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4003 (дата обращения 04.07.2023)Ссылка при цитировании:Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И. Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 27–40. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40.Geger, A.E., Lyashko, S.V., Klyuev, A.V., Saganenko, G.I. (2022). Practices of Protest in the Conditions of the Developing Academic Capitalism. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 8-9, pp. 27-40, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40 (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40.АннотацияАвторы статьи выявляют стратегии протеста преподавательского состава вуза в условиях развивающегося академического капитализма. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого авторами в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в марте - июне 2020 г. Основываясь на полученных данных, можно утверждать, что преподаватели испытывают сильную депривацию и ограничены в удовлетворении своих социальных потребностей - в уважении, признании и почёте. Они пытаются найти своё место в сложившейся системе, освободиться от двойного давления: с одной стороны, - администрации, которая целенаправленно насаждает системы рейтингования и эффективного контракта, возрастающей конкуренции между преподавателями, а с другой - студентов, которые теперь воспринимаются как клиенты университетов. В условиях развивающегося академического капитализма преподаватели выбирают одну из трёх стратегий адаптации: 1) конформизм или тихий протест как возможность встроиться в постоянно меняющуюся ситуацию, «играя по правилам и выигрывая»; 2) активный ненасильственный протест в виде итальянской забастовки как возможность продемонстрировать неэффективность модели вуза предпринимательского типа, во всяком случае, в её нынешней версии и защитить классические ценности академического сообщества,; 3) нейтралитет: часть «возрастных» преподавателей работают на результат и занимаются подлинным научным творчеством, однако эта категория самая малочисленная.Ключевые слова:академический капитализм мотивация преподаватели протест конформизм academic capitalism motivation university teachers protest conformism Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Карепова С. Г.Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.Соколов Д. В.Знание и образование в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. – 2021. – Т. 13, № 2, ч. 1. – С. 33–50. – DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-33-50.Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А.Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 420-435.Кузнецов И. С.Детерминанты доверия в высшем образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 9–31.Попова Е. С.School students and their motivation in education: moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / edited by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy, p. 164.