Практическая мораль и «хакерская этика» в зеркале университетской дидактики Согомонов А.Ю.Практическая мораль и «хакерская этика» в зеркале университетской дидактики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 58-73.ISSN 2307-518XEDN: VNBITPРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54212167Размещена на сайте: 25.07.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Согомонов А.Ю. Практическая мораль и «хакерская этика» в зеркале университетской дидактики // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 58-73. EDN: VNBITP.Sogomonov A.Ju. Practical Morals and Hakers’ Ethics in the Mirror of the University Didactics. Semestrial Papers of Applied Ethics. 2023. No. 2 (62). Pp. 58-73. АннотацияПрикладная этика активно завоевывает себе смысловое пространство в высшем образовании. Для образовательной политики, однако, гораздо важнее понимать, какая морально-дидактическая модель реализуется в рамках длительного периода обучения. И если прикладная этика выражает метафизику глобальных перемен, то практическая мораль – смыслы и ценности биографического проектирования. Традиционно принято считать, что генезис практической морали в обществе модернистского образца связан с «протестантской этикой», социологически описанной Вебером. Историческое развитие современной цивилизации, наступившем вслед за эпохой Просвещения, предполагало довольно узкий выбор между двумя разновидностями секулярной практической морали – этикой денег и этикой карьерного роста. Остальные стилевые разновидности выступали, скорее, в ранге маргинальных. В последней трети ХХ века свою альтернативу им предложили хакеры, сконструировавшие своеобразную «хакерскую этику», которая выступила как сущностная оппозиция всему протестантскому этосу. Постепенно ее идеи, ценности и принципы вышли за пределы узкой группы программистов, и сегодня их разделяют уже многие профессионалы, в особенности те, кто находится на «передовой» цивилизационных перемен. При этом, если вникнуть в содержание «хакерской этики», то несложно обнаружить в ней почти весь набор soft skills, которые обсуждаются сегодня теоретиками и практиками высшего образования. И в этом смысле, можно предположить, что именно «хакерская этика», оформленная в виде дидактического продукта, способна послужить своего рода введением студентов в актуальную прикладную и профессиональную этики.Ключевые слова:практическая мораль хакерская этика «нэтика» университетская дидактика practical morals hakers’ ethcis nethics university didactics Рубрики: История и теория социологииСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Согомонов А. Ю.Искусственный интеллект в университетском образовании как этико-прикладная проблема // Ведомости прикладной этики. 2024. № 2 (64). С. 82-97. Согомонов А. Ю.Искусственный интеллект в университетской дидактике как вызов философии образования и профессиональной этике // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). С. 77-93.