Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства



Ангарская И.В., Позднякова М.Е.
Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86.
ISSN 1811-0916
DOI: 10.15372/PHE20240105
EDN: CSGXGC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=63496372

Размещена на сайте: 16.04.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Ангарская И.В., Позднякова М.Е. Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86. DOI: 10.15372/PHE20240105. EDN: CSGXGC.
Kozlova I. V., Pozdnyakova M.E. The value potential of classical humanism for new strategies for the formation of human dignity. Philosophy of Education. 2024. Vol. 24, No. 1. pp. 71-86. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20240105. EDN: CSGXGC. DOI: 10.15372/PHE20240105.

Аннотация

Введение. Анализируются проблемы современного российского образования в условиях глобализирующих факторов постиндустриального общества, одним из которых является кризис национальной самоидентификации. В современной России гуманизация образования основана на национальной самоидентификации и в рамках аксиологии образования рассматривается как стратегия формирования человеческого достоинства и как путь выхода из сложного состояния девальвации традиционных ценностей. Отмечается, что в условиях глобализации, возвращение к класическому гуманизму и традиционным национальным ценностям в системе образования, позволит «пробудить» индивидуальное начало обучающегося, укрепить его достоинство и позитивно скажется на общественном развитии.  Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений, на предмет значимости концепции классического гуманизма в формировании достоинства человека как гражданина, а также значение национальной системы воспитания и образования в данном процессе. В статье используется сочетание методов философской аналогии и сравнения. Обсуждение. Раскрыта значимость возрождения классического гуманизма в системе российского образования с опорой на национальную идентичность, без наложения иностранных моделей воспитания. Критическое отношение к антропоцентризму и индивидуализму может послужить стратегией формирования и укрепления человеческого достоинтва в преодолении антропологического кризиса и противоречий постиндустриального общества. Концепция классического гуманизма в совокупности с независимым национальным образованием обладает потенциалом для привития подрастающему поколению  понимания воспитания ментальных основ на любви к своему языку, культуре и своей Родине, что в целом, позволяет возродить национальную идентичность, укрепить человеческое достоинство, преодолеть антропологический кризис и укрепить  государственную целосность.Заключение. Возрождение концепции классического гуманизма в системе российского образования, а также поворот образования на национальную идентичность и гражданственность, может позитивным образом сказаться на проблеме антропологического кризиса, порожденного обществом потребления, поскольку сможет поспособствовать выходу из состояния девальвации традиционных ценностей, сохранить достоинство отдельного гражданина и укрепить суверенную целостность всего государства.

Ключевые слова:

образование ценности глобализация кризис национальной идентичности достоинство национальное образование education values globalization crisis of national identity dignity national education

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: