Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335-353.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353EDN: OAUOBUРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68477115Размещена на сайте: 16.09.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/39929/23650 (дата обращения 16.09.2024)Ссылка при цитировании:Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335-353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353. EDN: OAUOBU.Aleshkovski I.A, Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Russian students on the potential and limitations of artificial intelligence in education. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 2. Pp. 335–353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353.АннотацияСтремительное вхождение искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности общества нуждается в фиксации происходящих изменений и системном социологическом изучении. Образование и наука в этом процессе являются ключевыми ресурсами, которые, с одной стороны, разрабатывают технологии искусственного интеллекта (ИИ), совершенствует их, а, с другой стороны, в полной мере испытывает на себе давление противоречий, вызываемых новыми технологиями. В этой связи, для высшей школы и общества в целом важно понимать, как реагируют на новые возможности и технологии студенты, насколько они вовлечены во вхождение ИИ в их учебную деятельность и как оценивают свой опыт применения новых технологий. В настоящей работе рассматриваются оценки российских студентов личного опыта использования моделей генеративного ИИ (нейросетей) в учебной деятельности, выделяются наиболее востребованные функции ИИ, оценивается удовлетворенность от этого взаимодействия. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного в 2023-2024 гг. (N=52919). Исследование выявило, что, несмотря на массовое увлечение цифровыми технологиями и использованием нейросетей, студенты российских вузов весьма неоднозначно оценивают их применение в процессе своего обучения. К старшим курсам нарастает критическое восприятие возможностей, предоставляемых ИИ, и формируется более взвешенное отношение к их возможностям. Данные исследования позволяют сделать вывод, что использование моделей генеративного ИИ в образовательном процессе влечет за собой принятие комплекса необходимых решений, как по непосредственному регулированию применения, так и по этическим вопросам, пересмотру форм самостоятельной работы студентов, в том числе итоговых аттестаций и тестовых заданий, а также диктует необходимость поиска конструктивных подходов по использованию возможностей ИИ для повышения качества образования и совершенствования работы высшей школы в целом. Кроме того, ИИ ставит перед высшей школой задачу формирования и развития у студентов компетенций, направленных на критическую оценку результатов взаимодействия человека и нейросети, понимания ограничений и возможностей генерируемой информации, допустимых форматов ее использования в научной и учебной работе.Ключевые слова:искусственный интеллект нейросеть цифровизация студенты высшее образование успеваемость плагиат критическое мышление оценка artificial intelligence neural network digitalization students higher education academic performance plagiarism critical thinking assessment Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Нарбут Н. П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 2. C. 256–271.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Студенты вузов России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности и оценка опыта работы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 2. С. 211–224.Алешковский И.А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н. П., Савина Н.Е.Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. — 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137.Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Профессиональные планы выпускника вуза и рынок труда // Образовательные технологии. 2015. № 1. C. 59-69