Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции Бабич Н.С., Иващенкова Н.В.Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 1 (114). С. 68–80.ISSN 1991-9468DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=65006253Размещена на сайте: 18.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Бабич Н.С., Иващенкова Н.В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 1 (114). С. 68–80. DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080.Babich N.S., Ivashchenkova N.V. Competencies in Higher Education and the Labor Market: A Sociocognitive Analysis of the Problem of Integration. Integration of Education. 2024;28(1):68–80. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080 DOI: 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080.АннотацияВведение. На российском рынке труда наблюдается ситуация, когда профессиональные компетенции, вырабатываемые системой образования, не обеспечивают той высокой степени интеграции с реальной экономикой, на которую они нацелены. Социокогнитивный подход к социальным институтам как системам переработки информации позволяет предположить, что это отчасти может быть связано с использованием работодателями и образовательными структурами разных языков описания компетенций. Цель исследования - проверить гипотезу о существовании такого расхождения на примере конкретной отрасли (прикладной социологии). Материалы и методы. Методом кейс-стади на материале доступного авторам архива переписки по кадровым вопросам компании из области прикладной социологии, действующей в 2012-2019 гг. (46 документов), была проверена гипотеза об использовании работодателями иного языка описания компетенций. Методом контент-анализа крупнейших порталов вакансий hh.ru, superjob.ru и «Авито.Работа» проверялась гипотеза о неиспользовании на рынке труда образовательных стандартов описания компетенций. Результаты исследования. По итогам анализа архива переписки доказано использование работодателями иного, по сравнению с системой образования, языка в описании требований к сотрудникам (в том числе их компетенций). Результаты контент-анализа обнаружили феномен практически полного отрыва рынка труда от формальных стандартов высшего образования (образовательные стандарты описания компетенций социологов не использованы ни в одной вакансии или резюме из более 32 тыс. обнаруженных на порталах). Обсуждение и заключение. Для преодоления невостребованности выпускников на рынке труда необходимо преодолеть существующий языковой разрыв между системой образования и работодателями. С этой целью должна быть изменена система валидации компетенций. Источником их описания может быть не сама система образования, рождающиеся в ней тексты и идеи, а требования работодателей, вербализованные ими в описании вакансий. Описания компетенций, которые не соответствуют широко распространенным требованиям работодателей, должны автоматически исключаться из стандартов профессионального образования как невалидные. Полученные результаты вносят вклад в усилия по выявлению критических проблем в образовательной системе и адаптации ее к актуальным потребностям рынка труда.Ключевые слова:система образования рынок труда компетентностный подход социокогнитивная модель контент-анализ education system labor market competence approach socio-cognitive model content analysis Рубрики: Социология образованияСоциология коммуникацийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Константиновский Д. Л.Образование и рынок труда: новая ситуация // Не расстанусь с молодежью, буду... : сб . науч . статей к 80 - летию проф . Ю. Р. Вишневского / [под общ. ред. Ю. Р. Вишневского ; отв. за вып. Д. Ю. Нархов]. — Екатеринбург : Изд - во Урал. ун - т а, 2018. С. 268-274.Гаспаришвили А. Т.Среднее специальное образование и рынок труда: подготовка специалистов или ступень к вузу // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 7. С. 50–58.Медведева Е. И.Ридж-модель как инструмент прогноза востребованности организаций системы образования; Прогноз изменения численности обучающихся // Экономическая активность населения в сфере образования и труда: [монография] / О. А. Александрова, Н. В, Аликперова [и др.]; отв. ред. А. В. Ярашева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 126-146.Чередниченко Г. А.Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4 (39). С. 96-108.Крошилин С. В.Цифровая трансформация образования в условиях пандемии COVID-19 // Экономическая активность населения в сфере образования и труда: [монография] / О. А. Александрова, Н. В, Аликперова [и др.]; отв. ред. А. В. Ярашева; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 33-55.