Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости



Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С.
Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 114-145.

Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.
ISBN 978-5-89697-432-1
DOI: 10.19181/ezheg.2024.5

Размещена на сайте: 26.11.24

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Выбор вуза и роль доверия в решении проблемы неопределённости // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 114-145. DOI: 10.19181/ezheg.2024.5.

Аннотация

Статья посвящена прояснению роли доверия при выборе молодыми людьми образовательной организации. В социологии образования подобная проблематика изучается при помощи различного теоретического фокуса: мотивации, неравенства, траекторий, статуса и прочего. Необходимо дополнить исследование рассмотрением проблематики посредством призмы доверия. Выбор образовательной организации сопряжён с неопределённостью, непрозрачностью, ошибочными решениями, которые не позволяют адекватно оценить процесс и содержание обучения, перспективы трудоустройства и т. п. Это также может привести и приводит к потере различных ресурсов (экономических, социальных и др.), к разочарованию студентов, к пропуску занятий, к прерыванию учёбы и т. п. Редукция неопределённости или комплексности является основной функцией доверия (Н. Луман). Иными словами, данный феномен оказывается средством, которое позволяет уменьшить неопределённость и увеличить вероятность оправдания благоприятных ожиданий относительно поступления в конкретный вуз. Причём можно говорить о двух моделях доверительного поведения – обоснованном, сформированном на основе «знания», и необоснованном (менее обоснованном), опирающимся на «веру». На эмпирическом материале показано, что для первой модели, в отличие от второй, в большей степени характерно получение более всесторонней и содержательной информации. Кроме того, при выборе вуза молодые люди, ожидающие получить главным образом качественное образование, чаще прибегают к обоснованному доверительному поведению. Те же, кто свои ожидания в первую очередь связывают с получением диплома об образовании, преимущественно опираются на менее обоснованное.

Ключевые слова:

доверие студенты выбор образовательной организации высшее образование trust students choice of educational organization higher education

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: