Русский язык на рубеже XX-ХХI веков Арефьев А.Л.Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. [Электронный ресурс]. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 482 стр. 1 CD ROM.ISBN 978-5-906001-12-2 Размещена на сайте: 03.12.12Текст книги.Ссылка при цитировании:Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. [Электронный ресурс]. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 482 стр. 1 CD ROM.АннотацияКнига «Русский язык на рубеже 20-21 веков» написана А.Л. Арефьевым, заместителем директора по научной работе Центра социологических исследований (сокр. – ЦСИ) Минобрнауки России и является продолжением серии работ на эту тему, опубликованных в последние годы: «Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения / Ред. Колл. Е.Е. Чепурных, А.Л. Арефьев и др.». М., 2005 (совместное издание МИДа России и Минобрнауки), «Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ / авторы А.Л. Арефьев, Е.Е. Чепурных, Ф.Э.Шереги». М., 2005 (совместное издание МИДа России и Минобрнауки), «Российские вузы на международном рынке образовательных услуг». М., 2007 (автор А.Л. Арефьев, издание ЦСИ Минобрнауки), «Молодежные обмены между Россией и Германией». М., 2008 (автор А.Л. Арефьев, издание ЦСИ Минобрнауки), «Тенденции экспорта российского образования». М., 2010 (автор А.Л. Арефьев, издание ЦСИ Минобрнауки), «Сотрудничество России и Украины в области образования». М., 2012 (автор А.Л. Арефьев, издание ЦСИ Минобрнауки) и т.д. (см.www.socioprognoz.ru) В настоящей работе анализируются тенденции в функционировании русского языка в бывших советских республиках и зарубежных странах в период после распада Советского Союза, а также кратко освещается история русскоязычного просвещения и обучения в царской России и в СССР. Основное внимание уделено использованию русского языка как языка обучения и его изучению (в качестве учебного предмета, иностранного или специальности) в национальных учреждениях образования во всех регионах мира. Приводятся данные и по обучению иностранных граждан на русском языке в зарубежных филиалах и других подразделениях российских вузов, школах при российских посольствах за рубежом, на курсах русского языка при РЦНК Россотрудничества, а также в российских учебных заведениях на территории Российской Федерации. В книге впервые приводятся сведения о численности преподавателей русского языка по всем странам мира, о национальных ассоциациях русистов, возрастном составе их членов и т.п., дается статистика по числу студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Русский язык», а также указывается, сколько дипломированных русистов ежегодно выпускается в различных странах. Предлагаемая читателю книга носит характер информационно-аналитического обзора и адресована сотрудникам российских ведомств и учреждений, занимающихся поддержкой и распространением русского языка и культуры за рубежом, представителям российских учреждений образования, обучающих иностранных граждан на русском языке и по российским образовательным программам, а также российским и зарубежным подавателям-русистам и всем, интересующимся современным состоянием и тенденциями распространения и изучения русского языка в мире.Ключевые слова: русский язык иностранные студенты Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеПредисловие 6 Глава первая. Русский язык и русскоязычное образование в царской России и в СССР: страницы истории 9 Глава вторая. Русский язык в бывших советских республиках 40 Республика Беларусь 40 Украинская Республика 48 Республика Молдова 62 Республика Казахстан 82 Кыргызская Республика 98 Республика Узбекистан 119 Республика Таджикистан 135 Республика Туркменистан 146 Азербайджанская Республика 156 Республика Армения 165 Республика Грузия 173 Республика Абхазия183 Республика Южная Осетия 188 Латвийская Республика 193 Литовская Республика 203 Эстонская Республика 214 Глава третья. Русский язык в странах дальнего зарубежья 225 Русский язык в восточноевропейских и балканских странах 226 Pусский язык в странах Западной Европы 264 Русский язык в странах Азии 295 Русский язык в странах Ближнего Востока и Северной Африки 324 Русский язык в странах Африки к югу от Сахары 336 Русский язык в странах Южной (Латинской) Америки 349 Русский язык в странах Северной Америки, Австралиии Новой Зеландии 362 Глава четвертая. Русский язык в Интернете 371 Заключение 386 Приложение 432 Показатели владения русским языком населения стран СНГ и Балтии (за 2009-2012 годы), тыс. чел. 432 Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом населения, владевшего русским языком в 2010 году 433 Показатели русскоязычного школьного образования в странах СНГи Балтии в 1990/1991, 2000/2011 и 2010/2011 учебных годах 434 Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом школьников и учащихся учреждений СПО, изучавших русский язык в 2010/2011 учебном году 435 Страны дальнего зарубежья с наибольшим числом студентов высших учебных заведений, изучавших русский языккак иностранный или как специальность в 2010/2011 учебном году 436 Показатели работы русскоязычных школ при посольствах Российской Федерации в зарубежных странах в 2010/2011 учебном году, чел. 437 Показатели деятельности совместных учебных заведений, филиалов и других подразделений российских вузов, осуществлявших обучениена русском языке и по российским программам в странах СНГ и Балтии в 2009/2010 академическом году, чел. 442 Численность иностранных граждан, обучавшихся на курсах русского языка при Российских центрах науки и культуры и представительствах Россотрудничества в зарубежных странах в 2008-2011 годах, чел. 443 Показатели подготовки русистов в 2010/2011 учебном году, по странам мира, чел. 446 Численность преподавателей русского языка в мире в 2010/2011 учебном году, по странам и типам учебных заведений, чел. 449 Количественные характеристики национальных ассоциаций преподавателей русского языка и литературы зарубежных стран (по состоянию на декабрь 2011 года) 453 Государственные стипендии (квоты) для обучения иностранных граждан и соотечественников за счет средств федерального бюджета, предоставленные российским вузам разной ведомственной принадлежности на 2011/2012 академический год, чел 457 Государственные стипендии (квоты) для обучения иностранных граждан и соотечественников из различных стран в высших учебных заведениях Минобрнауки России за счет средств федерального бюджета в 2011/2012 академическом году, чел 458 Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 2005/2006-2010/2011 академических годах, по странам происхождения, чел 464 Численность иностранных граждан, изучавших русский язык как специальность и на языковых курсах по очной и заочной формам в российских вузах в 2009/2010 академическом году,по странам происхождения, чел. 471 Российские вузы – лидеры по числу иностранных граждан, обучавшихся по специальности «Русский язык» или изучавших русский на краткосрочных языковых курсах в 2009/2010 академическом году, чел 476 Экспертная анкета русиста 478 Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Арефьев А.Л., Шереги Ф. Э.Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 7. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 6,7 п.л. Арефьев А. Л., Камышева С.Ю.Русский язык в республике Узбекистан: страницы истории и современность // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 2. С. 98-104.Русский язык в мире: современное состояние и тенденции распространения. Вып. 3. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005. — 312 с.Арефьев А. Л.Русский и мировые языки в зеркале статистики. CARTA Research Journal. Articles and Abstracts from the 23rd Conference. 2021. Vol. 7. Pp. 13-20.Арефьев А. Л.Об экспорте российского образования (интервью журналу «Education Export Magazine») // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 393-415. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9392