Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя Хагуров Т.А.Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 360-381.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 16.11.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Хагуров Т.А. Реформы образования глазами учителей и преподавателей: год спустя // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 360-381.АннотацияВ статье данные экспресс-опроса 900 учителей школ и преподавателей высших учебных заведений в 37 регионах Российской Федерации 2014 г. о ситуации в образовании и его реформе сопоставляются с результатами аналогичного исследования, проведённого в 2012–2013 гг. Выборка формировалась методом «снежного кома». Показано, как воспринимается в педагогическом сообществе нынешняя ситуация в образовании: наиболее популярные ответы — кризис и упадок. Выявлены основные претензии педагогов: утрата лучшего отечественного опыта, некритичное заимствование западных стандартов, бюрократизация, формализм, коррупция. Изучена динамика качества образования; исследованы оценки педагогами изменений качества образования в их регионе и образовательном учреждении за последний год, а также их прогнозы возможных изменений качества образования в регионе в течение ближайших пяти лет. Показано, что большинство педагогов — скорее скептики, они связывают ухудшение качества образования, в частности, с негативным влиянием тестовых методик оценки знаний, отрицательной возрастной динамикой педагогических коллективов. В среде педагогов преобладают пессимистичные прогнозы в отношении возможных изменений качества образования. По наблюдению автора, нередко причиной этого пессимизма являются произошедшие в последние годы изменения в профессиональной сфере. Выявлено недовольство школьных учителей и вузовских преподавателей ростом объёма «бумажной» работы, не связанной с учебно-воспитательным процессом. Изучено отношение педагогов к одному из нововведений Министерства образования — мониторингу эффективности вузов. Исследование показало, что респонденты, давшие оценки этому нововведению, почти поровну разделились на «нейтралов», «оптимистов» и «пессимистов». Выяснилось, что большинство вузовских преподавателей не против самой идеи мониторинга, они чаще критикуют критерии оценок эффективности. В статье проанализированы пожелания педагогов руководителям российского образования.Ключевые слова: реформа образования учителя преподаватели качество образования мониторинг эффективности вузов Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Горшков М. К., Ключарев Г. А.Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования // Социология образования. 2012. № 9. С. 4–24.Ключарев Г. А.«Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Официальный сайт ИC РАН. - 2013. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=2719Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015 — 644 стр.Добрякова М.С., Юрченко О. В., Сивак Е.В.Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей : информационный бюллетень / М.С. Добрякова, О.В. Юрченко, Е.В. Сивак; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 40 с. – (Мониторинг экономики образования; № 1). – 70 экз. – ISBN 978-5-7598-2392-6 (в обл.).Попов Д. С.Качество учителей: Россия на фоне стран мира // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 169-188.