Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России Голиусова Ю.В., Фенглианг ЛиСоциально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 270-286.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 16.11.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Голиусова Ю.В., Фенглианг Ли Социально-экономические последствия избыточного образования в Китае и России // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 270-286.АннотацияФеномен избыточного образования особенно остро проявляется в странах с переходной экономикой. Это связано с курсом на массовизацию высшего образования. Такая тенденция наблюдается во многих развитых странах Запада, и она была подхвачена странами БРИКС, экономики которых с трудом справляются с таким наплывом молодых специалистов высшей квалификации. Обладатели университетских дипломов заранее обречены на поиск работы по специальности и полученной квалификации, поскольку система образования не ориентирована в необходимой мере на потребности рынка труда. В масштабной экономике Китая этот феномен уже стал особенно заметен и приобрёл социальное значение. Российская система профессионального образования также уже более десятилетия стоит на пути избыточного образования. В статье рассмотрены в сравнительном контексте особенности избыточного образования в российском и китайском обществах. Особое внимание уделяется основным социально-экономическим последствиям избыточности высшего образования в двух странах. На основе анализа данных социологических исследований были выявлены проблемы адаптации выпускников вузов двух стран к условиям рынка труда молодых специалистов, проведено сопоставление полученных результатов. Значительное внимание уделяется способам трудоустройства выпускников в России и Китае, их ценностным ориентациям в сфере труда, их профессиональным ожиданиям. Особого рассмотрения заслуживает проблема компактного проживания нестабильно занятых молодых специалистов в Китае, которые образуют колонии, называемые китайскими социологами муравейниками. Делается попытка систематизировать те меры, которые предпринимают правительства России и Китая для минимизации негативных последствий сложившейся ситуации для экономик двух стран.Ключевые слова: высшее образование в китае и россии избыточное образование трудоустройство выпускников молодые специалисты безработица нестабильная занятость прекаризация Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Голиусова Ю. В.Избыточное образование как компонент отрицательного человеческого капитала // Развитие человеческого потенциала как условие и фактор модернизации России и ее регионов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 19-20 ноября 2015 г.) / под ред. Р.М. Валиахметова, Г.Ф. Хилажевой. – Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2015. С. 356-358.Голиусова Ю. В.Избыточное образование как фактор прекаризации социально-трудовых отношений // Общество и социология в современной России [Текст]: материалы всерос.науч.-практ. конф. Общество и социология в современной России, посвященной ХХ годовщине празднования Дня социолога в Российской Федерации, г. Вологда, 13-15 ноября 2014 года: в 3 т. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - Т2. C. 22-29.Ключарев Г. А., Латов Ю. В.Дополнительное образование – мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 20-33.Чередниченко Г. А.Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4 (39). С. 96-108.Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.Профессиональные планы выпускника вуза и рынок труда // Образовательные технологии. 2015. № 1. C. 59-69