Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности Вознесенская Е.Д.Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности // Вопросы образования 2018. №1. C. 266-286.ISSN 1814-9545 (Print); 2412-4354 (Online)DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=34913962Размещена на сайте: 30.05.18Текст статьи на сайте журнала URL: https://vo.hse.ru/2018--1/217579331.html (Дата обращения 30.05.2018)Ссылка при цитировании:Вознесенская Е.Д. Сельская школа: между Сциллой безотрывности и Харибдой избыточности // Вопросы образования 2018. №1. C. 266-286. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286.Voznesenskaya E.D. Rural Schools: Between the Scylla of “Continuity” and the Charybdis of “Excessiveness”. Educational Studies Moscow, 2018, №1, 2018, pp. 266-286. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-266-286.АннотацияВ статье в исторической ретроспективе рассматривается один из ключевых конфликтов в развитии сельского образования, который заключается в том, что распространение образования в сельской среде сопровождается отторжением молодежью сельского труда и ростом в ее среде «прогородских» ориентаций и практик. Как в Российской империи конца XIX в., так и в Советском Союзе и постсоветской России предпринимались усилия, направленные на удержание сельского населения по месту его жительства, на обеспечение «безотрывности» сельской молодежи от сельскохозяйственной деятельности (в терминах экспертного дискурса конца XIX в.). В кругах, определяющих образовательную политику в Российской империи, причина отторжения молодежи от сельского труда виделась в избыточности школьного образования относительно реальных потребностей сельского хозяйства. Избыточность, как правило, преодолевалась за счет снижения достигнутого уровня и объемов общего школьного образования в пользу сельскохозяйственного обучения. Отголоски той же политики в иной трактовке характерны и для советского, и для постсоветского периодов. Ключевой конфликт сельского образования не находит конструктивного решения и по сей день. Рассчитывать на преодоление этого противоречия можно лишь в контексте формирующихся новых условий существования сельского универсума (АПК, дистанционное образование). Ключевые слова: сельская молодежь образование сельская школа отторжение сельского труда реструктуризация образовательная политика rural youth education rural schools restructuring rejection of rural labor education policy Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология образованияСоциология селаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Вознесенская Е. Д.Сельская молодежь: от высшего образования к труду // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания: сборник материалов III Международной научной конференции, Красково, 25апр. 2019г. – М. : Перо; Красково: Гуманитарно-социальный институт, 2019. С. 229-233.Mukhanova M. Rural Youth in Russia: Their Status and Prospects for Development // Eastern European Countryside, 2014, №20.Вознесенская Е. Д.О высшем образовании в сельском контексте // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 352-371.Андрианова Е. В., Худякова М.В.Образ будущего в восприятии сельской молодежи: возможность консолидации // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием I Лапинские чтения (г. Москва, 21–22 ноября 2022 г.) / Отделение общественных наук РАН, Вологодский научный центр Российской академии наук, Институт философии Российской академии наук. – Вологда : ВолНЦ РАН, 2023. С. 191-193. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст: электронныйMaria N. Mukhanova. The Employment Structure of Rural Youth in Russia // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia. Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow, 2015. - 476 p. CD ROM. P 305-310.