Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах ... Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В.Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187–214.ISSN 1814-9545DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214Размещена на сайте: 25.03.19 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187–214. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214.Korshunov I.A., Peshkova V.M., Malkova N.V. Successful Strategies of Vocational Schools and Universities in Implementing Continuing Education Programs. Educational Studies, 2019, Issue. 1, pp. 187–214. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-187-214.АннотацияНа основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессионального образования такими отраслями являются медицина, нефтегазодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлургия, электротехника и связь, педагогика, сфера услуг, архитектура и строительство. В высшем образовании активнее всего реализуют программы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехнические вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования. В образовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая переработка, медицина, электротехника и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических образовательных организациях успешные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эффективной оказывается узкая профессионализация программ, взаимодействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-инструментов продвижения услуг относительно невелика. В крупных государственных университетах, несмотря на большую численность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существенного вклада в финансовую устойчивость: составляет не более 5% общего бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего образования (в региональных филиалах и негосударственных учреждениях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус университета является определяющим в привлечении слушателей. Изучение стратегий образовательных организаций высшего образования показывает, что недостаточное внимание к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промышленности, связано с отсутствием показателей по данному виду услуг в составе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к интеграции программ ДПО и высшего образования.Ключевые слова: обучение взрослых дополнительное профессиональное образование университеты учреждения среднего профессионального образования успешные образовательные стратегии adult education and learning continuing education university vocational school successful strategies in education Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Региональная социологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Пешкова В. М.Обучение взрослых в системе среднего профессионального образования // Век живи — век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова ; под ред. И. Д. Фрумина, И.А. Коршунова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 310, [2] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). С. 155-168.Пешкова В. М.Обучение работников компаниями // Век живи — век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова ; под ред. И.Д. Фрумина, И.А. Коршунова ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, Ин-т образования. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 310, [2] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). С. 180-200.Каравай А. В.Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123–143.Ключарев Г. А., Латов Ю. В.Дополнительное образование – мост между системой образования и рынком труда // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 20-33.Попова Е. С.Экспансия высшего образования как механизм возникновения новых форм неравенства // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 6653-6659.