Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования Березина Т.И., Федорова Е.Н., Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Каменева О.Л.Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 20-33.ISSN 2307-2334DOI: 10.32744/pse.2019.5.2Размещена на сайте: 30.10.19Текст статьи на сайте журнала URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2019/11/pdf_190502.pdf (дата обращения 25.11.2019)Ссылка при цитировании:Березина Т.И., Федорова Е.Н., Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Каменева О.Л. Добродетельная личность как цивилизационный выбор и цель образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 20-33. DOI: 10.32744/pse.2019.5.2.Berezina, T.I., Fedorova, E.N., Ryazantsev, I.P., Podlesnaya, M.A., Kameneva, O. L. Virtuous person as a civilizational choice and purpose of education. Perspectives of science and education, 2019, Issue 5 (41), pp. 20-33. DOI: 10.32744/pse.2019.5.2.АннотацияВведение. Святоотеческое учение о добродетелях рассматривается как цивилизационный выбор и нравственный закон, восходящий к отечественному, прежде всего православному культурному наследию, анализируется в свете современной «критической педагогики места». Материалы и методы. Исследование построено на базе теоретических и эмпирических методов: анализа, обобщения, систематизации философской, богословской, педагогической, социологической литературы, дневникового метода, поперечных срезов, анкетирования, глубинных интервью, фокус-групп, эксперимента. Разработана и апробирована в православной гимназии имени св. Александра Невского в Нижнем Новгороде целевая комплексная программа «Лествица добродетелей». Информационно-аналитический центр факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) в начале 2019 года определил ценностно-смысловые предпочтения участников программы. Были опрошены 309 учащихся 1–8-х классов, из них 46% мальчиков и 54% девочек; а также 80 родителей (50% мужчин и 50% женщин). Результаты исследования. Процесс освоения добродетелей в православной гимназии организован как религиозная социализация всех субъектов воспитания: школьников, родителей, педагогов и духовников. В результате социологического исследования выявлена обратная зависимость между когнитивными способностями, возрастом ребенка и его духовно-нравственной культурой в ее святоотеческом понимании, другие особенности становления важнейших добродетелей. Обсуждение и заключение. Святоотеческое учение о добродетелях впервые рассматривается как часть педагогической аксиологии, стройная система традиционных нравственных ценностей, теоретическое основание религиозной социализации, влияющей на базовые ценности взрослого человека. После анализа результов эксперимента, определения универсальных и вариативных элементов системы духовно-нравственного воспитания, предложенная модель может быть использована в других православных учреждениях.Ключевые слова: воспитание добродетели нравственность традиционные ценности православная гимназия семья церковь государство education virtues morality traditional values orthodox gymnasium family church state Рубрики: Социология религииСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ryazantsev I.P., Podlesnaya M.A., Pisarevskiy V.G. Spiritual education of the Russian Orthodox Church: challenges of secularization. In: Religiosity, Spirituality and Alternative Religious Movements, Peter Kondrla (ed.). Univerzita Konštantína Filozofa v Nitra, 2020. P. 121-140.Anastasia Mitrofanova (2020): Questioning the European path:Orthodox political radicalism in contemporary Moldova, Religion, State & Society, DOI:10.1080/09637494.2020.1756708Павлов Б.С., Бердник Л.П., Икингрин Е.Н., Пронина Е. И.Реабилитация «уроков семьи» для учащейся молодежи, как победа здравого смысла над логикой «кабы чего не вышло» // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 3. Ч. 1. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 2/ РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2020. С. 698-706.Подлесная М. А.Религиозная традиция в социологической теории // Цифровизация общества и будущее христианства: Материалы V Международной научной конференции 24.01.2019 / [Отв. ред. И. П. Рязанцев, ред.-сост. Р. М. Плюснин]. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. С. 65-78.Православная энциклопедия / Под общей редакцией Патриарха Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001-2004. 4 п.л.