Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 ... Согомонов А.Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.ISBN 978-5-93895-125-9Размещена на сайте: 20.01.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://otetrad.ru/article-1851.html (дата обращения 29.05.2020)Ссылка при цитировании:Согомонов А.Ю. Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 2. Просвещение и история: контрасты николаевской России. Часть 1 // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2019. № 77 (3-4). C. 108-145.Sogomonov A.Yu. Civic education in the Russian public thought history. Essay 2. Enlightenment and History: contrasts in the Nicholas I-st Russia. Obshaya Tetrad', 2019, Issue. 77 (3-4), pp. 108-145. АннотацияВ статье рассмотрена эпоха николевской России сквозь призму зрения развития общественно-политического дискурса взаимоотношения отечественного прошлого и просвещения. Вопреки расхожему мнению об эпохе, как времени ментального прямого столкновения западничества и славянофильства, предложен другой исследовательский ракурс - конфликт универсалистского и анти-универсалистского общественно-политического типов мышления. Социальное знание, производимое лидерами интеллектального творчества того времени, отличалось поразительной идентификационной двойственностью: с одной стороны, теоретическим тяготением к универсальному истороическому опыту и, с другой, - устойчивым дистанцированием от Запада. В первой части этого очерка данный феномен проиллюстрирован на материале философского и просветительского наследия Белинского и Киреевского. Антизападничество славянофилов вполне сочеталось с логическим принятием универсалистского опыта рационального знания. И, напротив, откровенные универсалисты того времени вовсе не старались культурно преодолеть доставшееся им в наследство со времени Карамзина романтическое антизападничество.Ключевые слова: историко-просветительский нарратив историческая докса гражданское просвещение historico-educational narratives historical doxa civic education Рубрики: Социология образованияСоциология наукиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 1. Просвещение и История: у истоков дискурса // Общая тетрадь. 2018. N. 3-4 (75). С. 77-97.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России // Общая тетрадь: Вестник школы гражданского просвещения. 2020. № 78 (1). С. 56-90.Согомонов А. Ю.Просвещение и история в развитии отечественной общественно-политической мысли (XIX век). М.: Школа гражданского просвещения, 2021. — 320 с.Согомонов А. Ю.Зачем нужно гражданское образование // Современные практики гражданского образования. Осло, 2015. С. 8-16.Согомонов А. Ю.Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк 1. Просвещение и история: у истоков дискурса. Часть 2 // Общая тетрадь. 2019. N. 1-2 (76). C. 69-109.