Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А.Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 420-435.ISSN 2072–6414 DOI: 10.17059/2019-2-9РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=38558083Размещена на сайте: 08.04.20Текст статьи на сайте журнала URL: https://economyofregion.ru/arhiv/2019-2/nomer-2-2019/mezhdunarodnaya-akademicheskaya-mobilnost-v-rossii-tendenczii-vidy-gosudarstvennoe-stimulirovanie/ (дата обращения 08.04.2020)Ссылка при цитировании:Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 420-435. DOI: 10.17059/2019-2-9.Ryazantsev, S. V., Rostovskaya, T. K., Skorobgatova, V. I. & Bezverbny, V. A. (2019). International Academic Mobility in Russia: Trends, Types, State Stimulation. Ekonomika regiona [Economy of region], 15(2), 420-435. DOI: 10.17059/2019-2-9.АннотацияВ условиях глобализации российские системы образования и науки стали более открытыми миру и контактам с зарубежными партнерами. Изолированные от внешнего мира в эпоху СССР российские ученые и преподаватели в 1990-е гг. стали активно развивать международные связи с зарубежными университетами и научными центрами, получать гранты из-за рубежа, участвовать в конференциях за границей и публиковаться в международных журналах. Российские студенты и аспиранты стали активными участниками образовательной миграции за границу. За несколько лет Россия из страны за железным занавесом превратилась в страну с разнообразными формами академической мобильности ученых, преподавателей и студентов, стала активно внедряться в мировое образовательное и научное пространство. Стимулирующим фактором развития международных связей стало присоединение России к Болонской декларации. В исследовании использованы статистический, аналитический, сравнительный правовой, социологический методы. В исследовании уточнен термин «академическая мобильность» в концептуальном его понимании и предложена классификация видов академической мобильности, дана характеристика тенденций основных форм академической мобильности в России, обозначены пути совершенствования национального российского законодательства для стимулирования академической мобильности в интересах развития национальной системы науки и образования. В статье предлагается широкая трактовка определения академической мобильности как совокупности установок и готовности к перемещению (потенциала), а также собственно территориальному перемещению (академической миграции) с целью получения образования, повышения квалификации и научно-образовательной деятельности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава в системе образования и науки. Уточнена классификация видов и форм академической мобильности по географическому (территориальному) признаку, по сферам деятельности, по продолжительности. На основе классификации в статье обобщена информация в разрезе двух видов международной академической мобильности: входящей (въездной) иностранных граждан в России и исходящей (выездной) российских граждан из России. Выявлено, что в настоящее время в России миграционное законодательство освещает вопрос академической мобильности в большей степени, чем законодательство о высшем образовании и науке. В миграционном законодательстве международная академическая мобильность рассматривается с позиции привлечения в страну иностранных студентов и преподавателей, но не регулирования выезда из России за границу российских студентов и научно-образовательных кадров. Выделены факторы, препятствующие реализации потенциала академической мобильности в России и сформулированы рекомендации по их устранению. Результаты исследования могут быть применены в экономической социологии, социологии образования, миграционной политике в отношении обучающихся.Ключевые слова: академическая мобильность виды и формы академической мобильности исходящая (выездная) академическая мобильность входящая (въездная) академическая мобильность международное сотрудничество потенциал академической мобильности академическая миграция academic mobility types and forms of academic mobility outgoing (exit) academic mobility incoming (entry) academic mobility international cooperation potential of academic mobility academic migration students scholars teachers Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Трофимова И. Н.Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (по материалам отчетов о самообследовании) // Социодинамика. – 2021. – № 9. – С. 1 - 10. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.9.36241 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36241Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Краснова Г.А.Основные тенденции академической мобильности в мире // ЦИТИСЭ. 2020. №1. С. 280-289.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.Правовое и финансовое регулирование академической мобильности молодых ученых: зарубежный опыт // Миграционное право. 2020. № 1. С. 24-28.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Очирова Г. Н.Государственные механизмы развития академической мобильности молодых российских ученых // ЦИТИСЭ. 2020. № 3 (25). С. 278-288. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.24Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Письменная Е. Е., Безвербный В. А.Rostovskaya, T.K., Skorobogatova, V.I., Pismennaya, E.E. and Bezverbny, V.A. (2020), Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges, International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091