Российский выбор: либо информационное общество и современная наука, либо архаичная наука и отсталая страна Семенов Е.В.Российский выбор: либо информационное общество и современная наука, либо архаичная наука и отсталая страна // Наука. Инновации. Образование. 2009. №8. С. 197-214.ISSN 1996-9953DOI: НЕТРИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=20789340Размещена на сайте: 27.05.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2009/dd7c6d650d25eada8534bf3b18cab858.pdf (дата обращения 27.05.2020)Ссылка при цитировании:Семенов Е.В. Российский выбор: либо информационное общество и современная наука, либо архаичная наука и отсталая страна // Наука. Инновации. Образование. 2009. №8. С. 197-214. DOI: НЕТ.АннотацияВ последнее время в России все шире распространяется понимание необходимости перехода страны в состояние информационного общества. В статье анализируется состояние современной российской науки, которое не позволяет надеяться на качественное изменение ситуации без титанических усилий исследователей, профессорско-преподавательского сообщества, бизнеса и государства, направленных на модернизацию всего научно-технического комплекса страны, системы образования и инновационной системы. Автор констатирует, что пока состояние российской науки и происходящие в ней процессы наиболее точно могут быть выражены двумя словами: архаичность и прогрессирующая деградация. Об архаичности российской науки говорится чаще всего и прежде всего применительно к ее институциональному уровню, включая управление наукой и организационные формы науки, финансирование и организацию исследований. Но архаичным является и сам научный социум – набор субъектов и система их социальных связей. В работе показывается, что архаична содержательная основа науки – ее знаниевая структура и структура научной деятельности, оставшиеся в стране как артефакт прошлой исторической эпохи. Российская наука имеет структуру, характерную для индустриального общества, – с абсолютным преобладанием технических наук, с неразвитыми сегментами медико-биологических и социогуманитарных наук, с ослабленным информационным сегментом. И, по мнению автора, не нужно здесь говорить про страновые специализации (иначе можно довольствоваться и специализацией страны на вывозе леса-кругляка). В современной России подчеркивает автор, мы имеем стагнацию архаичной дисциплинарной структуры науки. России нужна осмысленная, исторически масштабная реорганизация национального научно-технологического комплекса, необходима трансформация науки индустриального общества в науку информационного общества. Это и есть главное условие решения проблем национальной науки, в том числе и таких, как проблема диаспоры и притока в науку одаренной молодежи.Ключевые слова: информационное общество реорганизация национального научно-технологического комплекса архаичность российской науки социальная структура науки модернизация архаичной дисциплинарной структуры науки человеческие ресурсы в сфере иир институциональная модернизация науки information society reorganization of a national s&t complex archaic or the russian science social structure of science modrnization of an archaic disciplinary structre of science human resources in r&d institutional modernization of science Рубрики: Социология наукиСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Семенов Е. В.С архаичной наукой в информационное общество // Информационное общество. 2009. № 2. С. 40-52.Семенов Е. В.Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Информационное общество. 2006. № 1-2. С. 44-59.Семенов Е. В.Опыты с ручным управлением научно-технологическим комплексом в постсоветской России // Наука. Инновации. Образование. 2013. № 13. С. 7-32.Винер Б. Е., Дивисенко К. С.Диссертационные локусы и ареалы: случай советской и постсоветской этнологии // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15. № 3. С. 133-156.Семенов Е. В.Человеческий капитал в российской науке // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 106-123.