Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров Рубан Л.С.Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 2. С. 416-429.ISSN 2408-8897 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-416-429РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42952344Размещена на сайте: 29.06.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/23880 (дата обращения 29.06.2020)Ссылка при цитировании:Рубан Л.С. Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 2. С. 416-429. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-416-429.Ruban L.S. Comparative analysis of the Russian and Western education and scientific-training system. RUDN Journal of Sociology, 2020, 20 (2), 416—429. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-416-429.АннотацияВ статье сравниваются российская и западная стратегии высшего образования и подготовки научных кадров и их реализация в государственной политике. Автор рассматривает трехэтапную подготовку кадров для научной сферы, которая включает на Западе бакалавриат, магистратуру и PhD, а в России в предшествующий период —специалитет, аспирантуру —для получения степени кандидата наук, докторантуру —доктора наук. После подписания Россией в сентябре 2003года на Берлинской конференции министров образования Болонской декларации эти различия были устранены, и к 2010 году наша страна, воплотив в жизнь основные принципы Болонского процесса,изменила систему образования и подготовки научных кадров на основе британо-американской модели. Автор называет преимущества, которые мы получили в результате реформы, и что мы утратили. Так, были установлены общие образовательные стандарты у нас и на Западе, создана единая база сертификации (бакалавр, магистр, доктор наук), что является положительной стороной реформирования. С другой стороны, с закрытием специалитета Россия утратила базу для массовой подготовки научных кадров, минуя магистратуру: сегодня мы имеем в системе высшего образования негативную ситуацию, когда десятки тысяч молодых людей, получивших степень ба-калавра, не всегда могут трудоустроиться по специальности, а также продолжить подготовку к научной карьере и получению ученой степени без окончания магистратуры, но многим из них недоступна оплата обучения в магистратуре. В итоге производство и наука недополучают специалистов и молодых ученых,на обучение которых государство уже затратило колоссальные средства. Автор делает вывод, что необходимо перенимать эффективный зарубежный опыт, но не забывая достижения отечественной науки и образования и учитывая национальные традиции и специфику развития страны.Ключевые слова: болонская система высшее образование бакалавриат магистратура специалитет защита диссертаций кандидат наук доктор наук bologna system higher education bachelor’s degree master’s degree specialty thesis defense phd dsc Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А.Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 254-282. https://vo.hse.ru/2018--2/221354321.htmlЧередниченко Г. А.Особенности образовательных стратегий сельской молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М. : ЦСП и М, 2015. — С. 210-229.Чередниченко Г. А.Заочная форма получения высшего образования (на материалах государственной статистики РФ) // Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов; отв. ред. Г. А. Чередниченко, ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 35-59. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499Чередниченко Г. А.Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4 (39). С. 96-108.Вартанова М. Л.Формирование информационно-аналитической системы в сфере науки и образования // Деловой вестник предпринимателя. 2020. № 1(1). С. 12-15.