Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования Щербина В.В., Попова Е.П.Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635.ISSN 2313-2272DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43934966Размещена на сайте: 16.10.20Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/24541 (дата обращения 16.10.2020)Ссылка при цитировании:Щербина В.В., Попова Е.П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635.Shcherbina V.V., Popova E.P. University outside the system of professional training as a result of many years of reforms in the Russian higher education. RUDN Journal of Sociology, 2020, Vol. 20, No 3, pp. 622-635, doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635 DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-622-635.АннотацияСтатья посвящена проблеме радикального изменения результатов деятельности российских вузов за последние 30-35 лет, приведшего к растущему дисбалансу между структурой, количеством и качеством производимых вузами кадров и потребностью работодателей в профессионалах высокой квалификации. Авторы считают, что это изменение было вызвано: а) разрушением советской системы высшего образования; б) ее переводом на западные модели организации; в) унификацией вузов и сведением их разнообразия к единой модели; г) переводом вузов на двухуровневую систему обучения (бакалавр - магистр); д) предоставлением вузам права формировать образовательные программы и зарабатывать деньги на их реализации, принимая абитуриентов, не соответствующих уровню подготовки. Эти процессы привели к значительному увеличению числа вузов, подготовка в которых ведется вне связи с объективной социальной потребностью в квалифицированных кадрах. Вуз перестал быть заключительным звеном в системе профессиональной подготовки кадров - деятельности, где заказчиком выступало либо государство, либо организации-работодатели. Вуз стал организацией, оказывающей образовательные услуги студенту и его родителям. Изменения системы высшего образования в этом направлении уже привело к невостребованности большого количества выпускников на рынке труда и к попыткам крупных работодателей готовить специалистов, не прибегая к услугам вузов. Система высшего образования в этом виде не только не выполняет свои социальные функции, но и является расточительной, порождает избыток формальных носителей высшего образования, для которых нет места в реальной экономике. Авторы связывают развитие системы высшего образования с выделением небольшого числа вузов и дифференциацией их на группы в соответствии с предстоящими видами деятельности выпускников (академически-исследовательская, проектно-технологическая/конструкторская, педагогическая и др.), а также с обоснованными прогнозами потребностей работодателей.Ключевые слова: результат деятельности вуза организационная специфика вуза заказчики и потребители результатов деятельности вуза качественная подготовка высококвалифицированных кадров качество образования product of university’s activities organizational specifics of university customers and consumers of the university work results high-quality training of highly qualified personnel quality of education Рубрики: СоциологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Шереги Ф. Э.Профессиональное образование и воспроизводство социальной структуры // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1891Kozyreva P. M., Smirnov A. I.Middle Income Groups: The Correlation Between Education and Material Well-Being // The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 87-108.Константиновский Д. Л., Савинков В. И.Динамика численности обучающихся в школе и качества общего образования // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2019. №1. С. 55-67.Дзуцев Х. В., Багаева З.Г.Оценка системы высшего образования в Республике Северная Осетия – Алания: этносоциологический анализ // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.) / Отв. ред. О. П. Новоженина; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 267-271. URL: http://испи.рф/product/декчтения-2Михайленок О. М., Щенина О. Г.Образование в сетевом обществе: навыки ХХI века // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – С. 199-218.