Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Ненахова Ю.С.Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 169–185.ISSN 1998-0698DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43985601Размещена на сайте: 20.10.20 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Александрова О.А., Аликперова Н.В., Виноградова К.В., Ненахова Ю.С. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 4. С. 169–185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10.Aleksandrova O.A., Alikperova N.V., Vinogradova K.V., Nenakhova Yu.S. Conceptual approaches to creating the preconditions for effective financial education of the Russian population. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2020, vol. 13, no. 4, pp. 169–185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10 DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10.АннотацияРазразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис высветил проблему низкого уровня финансовой грамотности населения разных стран, ответом на что стало создание национальных систем финансового просвещения при направляющей и координирующей роли международных экономических организаций. Россия также в 2011 году запустила совместный проект Министерства финансов РФ и Всемирного банка, а затем приняла Стратегию повышения финансовой грамотности населения. Однако, несмотря на прикладываемые усилия и затраченные средства, уровень финансовой грамотности россиян и их доверия финансовым институтам остается невысоким. В статье изложены концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения жителей России и описана структурно-функциональная модель, в рамках которой это может быть реализовано. Информационной базой послужили данные российских и международных исследований финансовой грамотности населения и работы, посвященные их сравнительному анализу; руководства и аналитические материалы международных организаций; результаты проведенного при участии авторов экспертного опроса с участием 136 экспертов из 30 регионов России. Показано, что результативное финансовое просвещение невозможно без эффективной политики доходов, когда население располагает свободными денежными средствами, необходимость распоряжения которыми порождает практический интерес к повышению финансовой грамотности. Вторым фундаментальным условием является реализация «политики доверия» – обеспечения работы государственного механизма, не допускающей обесценения накоплений граждан и надежно защищающей их права при взаимодействии с финансовыми институтами. Важны стабильность и прогнозируемость развития экономики, отказ от навязывания населению завышенных стандартов потребления, физическая доступность кредитно-финансовых учреждений в малых городах и селах и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышение цифровой культуры россиян. Описаны основные составляющие собственно финансового просвещения; предложены подходы к определению целевых групп для обучения финансовой грамотности и выбору подходящих для них образовательных программ.Ключевые слова: финансовая грамотность финансовое просвещение доходы доверие инфраструктура культура потребления цифровая культура financial literacy financial education income trust infrastructure consumer culture digital culture Рубрики: Экономическая социологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Финансовое поведение населения (мониторинговое исследование) : [монография] / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Медведева, С. В. Крошилин ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 270с. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=12479Lilia Suchocka, Aziza Yarasheva, Elena Medvedeva, Olga Aleksandrova, Natalya Alikperova, Sergey Kroshilin. Modern media space and financial literacy of young people. Humanities and Social Sciences. Research Journal 29, No. 1 (2022), pp 61-71.Аликперова Н. В.Формирование финансово грамотного поведения населения: риски и условия безопасности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т.10. №3. С. 86-91.Макар С.В., Ярашева А. В., Марков Д.И.Финансовое поведение как результат взаимодействия людей в социально-экономическом пространстве / С. В. Макар, А. В. Ярашева, Д. И. Марков // Финансы: теория и практика. – 2022. – Т. 26. – № 3. – С. 157-168.Щенина О. Г.Трансформация российского образования: на пути к новой грамотности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2022. – С. 176-199.