Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия Кузнецов И.С.Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 232-249. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9407Глава из книги: Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 415 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9376ISBN 978-5-89697-350-8; ISSN 2658-3402DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.12РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868397Размещена на сайте: 01.04.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Кузнецов И.С. Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 232-249. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9407 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.12.Kuznetsov I.S. Higher education as a determinant of generalized trust. In: Education and science in Russia: state and development potential: Yearbook. Issue 5 / Exec. ed. A. L. Arefiev; FCTAS RAS. – M.: FCTAS RAS, 2020. P. 232-249. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9407 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.12.АннотацияСтатья посвящена изучению влияния образования на обобщенное доверие. Образование в современных исследованиях рассматривается как один из основных предикторов доверия. Особенность его влияния состоит в том, что более образованный человек чаще доверяет малознакомым людям. Подобная связь наблюдается во многих странах. При этом в отечественных исследованиях отмечается неоднозначность влияния образования на обобщенное доверие. С одной стороны, подтверждается положительная взаимосвязь между ними, тогда как с другой – утверждается, что наименее образованные люди чаще склонны оказы- вать обобщенное доверие. Некоторые исследователи объясняют второй случай тем, что наименее образованные люди чаще находятся в разных формах личност- ных отношений, в то время как более образованные – чаще в безличных. Исходя из этого в работе ставятся следующие вопросы: связаны ли высшее, начальное и не- полное среднее образование с обобщенным доверием, и в каких формах социаль- ных отношений (личных или безличных) чаще доверяют наиболее образованные люди, а в каких, наименее, образованные. На основании данных 7-й волны меж- странового исследования жизненных ценностей населения России (World Values Survey) даются ответы на эти вопросы. Положительная связь наблюдается только между высшим образованием и обобщенным доверием. Кроме того, высокий уро- вень образования связан с доверием в более безличных отношениях. Статья посвящена изучению влияния образования на обобщенноедоверие. Образование в современных исследованиях рассматривается как одиниз основных предикторов доверия. Особенность его влияния состоит в том, чтоболее образованный человек чаще доверяет малознакомым людям. Подобнаясвязь наблюдается во многих странах. При этом в отечественных исследованияхотмечается неоднозначность влияния образования на обобщенное доверие. С од-ной стороны, подтверждается положительная взаимосвязь между ними, тогда какс другой – утверждается, что наименее образованные люди чаще склонны оказы-вать обобщенное доверие. Некоторые исследователи объясняют второй случайтем, что наименее образованные люди чаще находятся в разных формах личностных отношений, в то время как более образованные – чаще в безличных. Исходя изэтого в работе ставятся следующие вопросы: связаны ли высшее, начальное и не-полное среднее образование с обобщенным доверием, и в каких формах социальных отношений (личных или безличных) чаще доверяют наиболее образованныелюди, а в каких, наименее, образованные. На основании данных 7-й волны межстранового исследования жизненных ценностей населения России (World ValuesSurvey) даются ответы на эти вопросы. Положительная связь наблюдается толькомежду высшим образованием и обобщенным доверием. Кроме того, высокий уровень образования связан с доверием в более безличных отношениях.Ключевые слова: образование высшее образование обобщенное доверие радиус доверия education higher education generalized trust radius of trust Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кузнецов И. С.Доверие в сфере образования: подходы в российских и зарубежных исследованиях // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных статей. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 189-204.Кузнецов И. С.Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143.Кузнецов И. С.Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №1. С. 110-129.Кузнецов И. С.Детерминанты доверия в высшем образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 9–31.Кузнецов И. С.Всегда ли доверие приводит к устойчивому согласию в сфере высшего образования? // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 334-351.