Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования ... Мешкова Л.И.Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 376-392. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9418Глава из книги: Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 415 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9376ISBN 978-5-89697-350-8; ISSN 2658-3402DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.20РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868405Размещена на сайте: 06.04.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Мешкова Л.И. Динамика образовательных и профессиональных траекторий в контексте трансформаций социализации. Концептуально-теоретическая модель исследования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 376-392. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9418 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.20.Meshkova L.I. Dynamics of educational and professional trajectories in the context of social transformations. Conceptual and theoretical model of research. In: Education and science in Russia: state and development potential: Yearbook. Issue 5 / Exec. ed. A. L. Arefiev; FCTAS RAS. – M.: FCTAS RAS, 2020. P. 376-392. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9418 DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.20.АннотацияВ статье высказывается гипотеза о причинах изменений образовательных и профессиональных траекторий молодежи российского общества за последние три десятилетия. Главным образом, идея заключается в определяющей жизненные решения и стратегии индивидов силе социализации и происходящих с ней трансформаций в свете различных социокультурных, экономических, исторических и других перемен, происходящих в России и в мире. Предполагается, что изменения в профессиональных предпочтениях молодежи являются следствием сдвигов, происходящих в системе агентов социализации, появления новых факторов, трансформаций культурного фона. Ставятся вопросы о возможности теоретического описания данной исследовательской разработки с целью ее последующего изучения. Далее, автор приводит парадигмальные основания выдвинутой гипотезы, опираясь на зарубежное направление «Life Course» («жизненный путь»), рассматривающее жизни индивидов, их различные траектории и решения как показатели и следствия перемен, происходящих в обществе на глобальном уровне. Помимо этого, приводятся аргументы о необходимости разработки непосредственно теоретической рамки для понимания процесса, предполагаемого автором. В качестве основного языка описания автор предлагает использовать тезаурусную концепцию социализации Вал. Лукова [Луков, 2008], а также обратиться к исследованиям А.И. Ковалевой [Ковалева, Богданова, 2012] для понимания динамического аспекта социализации. Главными категориями в концептуальной модели изучаемой проблемы становятся тезаурусная генерализация (одно из ключевых понятий концепции Вал. Лукова [Луков, 2008:158]) и социализационная траектория (понятие, введенное А.И. Ковалевой [Ковалева, Богданова, 2012:78]). Приводится подробная аргументация целесообразности применения данных теоретических разработок и обосновывается их описательная сила. Ключевые слова: социализация молодежь образовательные и профессиональные траектории социализационные траектории тезаурусная генерализация тезаурус образование socialization youth educational and professional trajectories socialization trajectories thesaurus generalization thesaurus education Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Мешкова Л. И.Трансформация процесса социализации в интерпретации отечественных социологических исследований и теорий // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 110-131.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocListМешкова Л. И.Трансформация процесса социализации. Механизмы принятия решения о выборе образовательной и профессиональной траектории // Теория и практика общественного развития. 2017. №1. С. 36-42.Чередниченко Г. А.Chapter “MAIN RESULTS SUMMARY” of the book of Cherednichenko G. EDUCATIONAL TRAJECTORIES AND PROFESSIONAL CAREERS (On materials of sociological researches of youth) // Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012.- 332 стр., 1CD ROM.Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Secondary School Graduates // Russian Education Society. 2011. Vol. 53. Issue 8. Pages: 19-35. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/53/8?nav=tocList