Shabrov O.F., Sashchenko N.P., Hayat M. Education as an institution of national identity formation. SHS Web Conf. Volume 103, 2021. International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects” 2020 Shabrov O.F., Sashchenko N.P., Hayat M. Education as an institution of national identity formation. SHS Web Conf. Volume 103, 2021. International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects” 2020ISSN 2261-2424 DOI: 10.1051/shsconf/202110301001Размещена на сайте: 04.07.21Текст статьи на сайте конференции: URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/14/shsconf_shpr2021_01001.pdf (дата обращения 04.07.2021)Ссылка при цитировании:Shabrov O.F., Sashchenko N.P., Hayat M. Education as an institution of national identity formation. SHS Web Conf. Volume 103, 2021. International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects” 2020 DOI: 10.1051/shsconf/202110301001.Shabrov O.F., Sashchenko N.P., Hayat M. Education as an institution of national identity formation. SHS Web Conf. Volume 103, 2021. International Scientific and Practical Conference “Solovyov Historical and Philosophical Readings. Russian and Foreign Experience in the System of Humanities Education: History, Modernity, Prospects” 2020 DOI: 10.1051/shsconf/202110301001.Авторы:Шабров О.Ф., Сащенко Н.П., Хаят М.АннотацияРассматривается проблема кризиса национально-государственной идентификации молодых граждан России. Цифровизация радикальным образом меняет функционирование и воспроизводство культуры, лежащей в основе групповой, этнической, национально-государственной идентичности. Эти изменения содержат в себе значительные риски дестабилизации государства и основных его институтов. Обсуждается роль института образования в воспроизводстве и формировании новых социальных ценностей молодежи и формирования на этой основе национально-государственной идентичности. Цель эмпирической части исследования заключалась в выявлении основы национально-государственной идентичности - структуры и содержания социальных представлений о России у пользователей социальных сетей от 14 до 35 лет различных групп, отобранных по критериям пола, возраста и образования. Применены следующие методы исследования: онлайн-опрос пользователей социальных сетей; методика свободных ассоциаций, направленная на выявление социальных представлений по Ж.-К. Абрику; контент-анализ высказываний качественно-количественной модификации; метод прототипического и категориального анализа по П.Вержесу. Представлены результаты первого этапа эмпирического исследования социальных представлений респондентов о России. Обоснована зависимость национально-государственной идентичности от социальных представлений о своей стране. Определены структурно-функциональные и содержательно-морфологические характеристики социальных представлений молодежи о России. Выявлены различия в социальных представлениях молодежи разных категорий, а также обнаружены различия в значимости и валентности элементов зоны «ядра». Результаты позволяют уточнить понимание механизма социального мышления российской молодежи, ответственного за выбор идентификационных образов, и предопределяющего силу и направленность политических установок, влияющих на политическую устойчивость российского государства.Ключевые слова: система образования социальные представления идентичность education system social representations identity Рубрики: Политическая социологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Сащенко Н. П.Цифра, социальные представления о России и проблема идентичности // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.) / Отв. ред. О. П. Новоженина; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. C. 107-113. URL: http://испи.рф/product/декчтения-2Сащенко Н. П.Идентификационные процессы в российском обществе // Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: [монография] / В. К. Левашов [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 68-87.Сащенко Н. П.Рискогенный потенциал идентификационных процессов в российском сетевом сообществе // Третьи декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Вызовы пандемии, парламентские выборы и стратегическая повестка дня для общества и государства: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24 декабря 2021 г.) / Отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – С. 104-114.Сащенко Н. П.Российская идентичность в цифровую эпоху и социальные представления пользователей социальных сетей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. №1. С. 40-51.Сащенко Н. П.Трансформация социально-политических представлений: проблема национально-государственной идентичности // Пандемия как двигатель трансформации: глобальное, государственное и корпоративное управление. Материалы международной научно-практической конференции 25—26 мая 2020 года : сборник статей / кол. авторов ; под ред. В.И. Добросоцкого. — Москва : РУСАЙНС, 2020. C. 28-32.